 | 
В работах [1, 2] исследованы
термодинамические циклы двухкамерного
турбореактивного двигателя (ТРДК) [3] , даны
основные математические соотношения. Схема ТРДК
с обозначением характерных сечений показана на рис. 1.

Рис. 1
Двухкамерный ТРД состоит из входного
устройства 1, компрессора 2, основной камеры
сгорания 3, турбины 4, дополнительной камеры
сгорания 5, эжекторного сопла 6. При этом основная
камера сгорания 3 расположена между компрессором
2 и турбиной 4, а дополнительная камера сгорания 5
расположена между турбиной 4 и эжекторным соплом
6 и соединена с компрессором 2 каналом, проходящим
через вал двигателя.
В газотурбинных двигателях прямой
реакции, к которым относятся ТРДК, работа циклов
расходуется на увеличение кинетической энергии
газовоздушного потока, проходящего через
двигатель:
.
Откуда, выражение удельной тяги при
полном расширении в реактивном сопле и
коэффициенте изменения массы г
= 1 имеет вид:
,
которое однозначно связывает Pуд и Le.
Из полученного уравнения следует, что
при Vп сonst (Mп = const, Н = const)
Pуд при изменении Пк* и Тг*
качественно ведет себя так же, как Lе, т.е. имеет
максимум и обращается в нуль там же, где и Lе [1] . На
рис. 2 показано изменение Pуд
в зависимости от степени
повышения давления в компрессоре и коэффициента
двухкамерности n [1] при
условии Мп=0 и Н=0 (Тг1*=1600 К, Тг2*= 2300 К, с =
0,85, р =
0,93, вх = 0,98)
для двух режимов работы двигателя: с включенной и
выключенной дополнительной камерой сгорания.
Как видно из представленных зависимостей,
"вырождение" ТРДК (m 0) для
реальных коэффициентов двухкамерности
происходит существенно раньше, чем
энергетическое "вырождение" ТРД (Pуд 0), что
связано с уменьшением
свободной работы основного цикла.
Удельный расход топлива при отсутствии отбора
воздуха отб = 0 определяется
по известной формуле [4]
, (1)
где ,
qт1 - относительный расход топлива в
первом контуре,
qт2 - относительный расход топлива во
втором контуре,
m - коэффициент двухконтурности.
На рис. 3 показано изменение Суд в
зависимости от степени повышения давления в
компрессоре и коэффициента двухкамерности при
условии Мп=0 и Н=0 (Тг1*=1600 К, Тг2*= 2300 К,
с =
0,85, р =
0,93, вх = 0,98)
для двух режимов работы двигателя: с включенной и
выключенной дополнительной камерой сгорания.
Характер изменения Суд=f(Пк) в ТРДК аналогичен характеру
изменения Суд в ТРД. Так же, как и в ТРД,
относительный расход топлива qт
пропорционален количеству подведенного к
двигателю тепла Q, которое, в свою очередь,
зависит от разности температур в камерах
сгорания Тг1* и Тг2* и за
компрессором Тк*. При увеличении Пк и неизменном значении
температур в камерах сгорания будет расти
температура за компрессором Тк* и, как следствие,
уменьшается Q и qт, что будет приводить к снижению Суд до тех
пор пока не начнется активный процесс
энергетического "вырождения" турбореактивного
двигателя (Pуд 0).

Рис. 2

Рис. 3
Влияние коэффициента двухкамерности
n на Pуд и Суд ТРДК весьма значительно и
определяется величиной работы дополнительного
цикла, а также её долей в суммарной работе [1] . При
этом определяющим фактором является разница
работ дополнительного и основного циклов. При
положительной разнице увеличение доли работы
дополнительного цикла приводит к увеличению
суммарной работы, а при отрицательной разнице к
уменьшению. В связи с этим влияние n на Pуд и
Суд неоднозначно:
- при включенной дополнительной
камере сгорания (подогрев газа в дополнительной
камере выше, чем в основной) повышение n приводит к
росту Pуд и Суд, что является следствием повышения
(в результате роста m) в суммарной
работе доли цикла, имеющего более высокую
удельную работу;
- при выключенной дополнительной
камере сгорания (подогрев газа в дополнительной
камере ниже, чем в основной) повышение n
приводит к уменьшению Pуд и Суд, что
также объясняется повышением доли работы
дополнительного цикла, но уже при минимальной
удельной работе (эффект двухконтурного
двигателя).
Наличие дополнительного цикла в
двухкамерном ТРД позволяет иметь весьма гибкую
систему регулирования основных параметров
двигателя и, соответственно, широкий диапазон
тяговых и расходных характеристик, что является важнейшим
свойством данной схемы.
Диапазон возможного изменения
удельных параметров ТРДК определяется
диапазоном изменения значений коэффициента
двухконтурности двигателя, показанного на
рис. 4, 5.
 |
 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
На рис. 4 показано изменение
коэффициента двухконтурности m в зависимости от коэффициента
двухкамерности n для
различных степеней повышения давления П
( 1 = 5,5;
с = 0,85; р = 0,93). На
рис. 5 показано изменение коэффициента
двухконтурности m в
зависимости от подогрева 1 для различных n (П =
15; с =
0,85; р = 0,93). Как видно из
представленных зависимостей, коэффициент
двухконтурности ТРДК для наиболее реальных
параметров рабочего процесса находится в
пределах значений: 0,2 0,8, что, по
сути, определяет возможности двухкамерных ТРД по
расширению диапазона тяговых и расходных
характеристик ТРД. Последнее наглядно
иллюстрируется рис. 6, и 7, где показаны
зависимости относительной удельной тяги PудТРДК/PудТРД
и относительного удельного расхода топлива СудТРДК/СудТРД для
различных температур газа перед турбиной
двигателя (Тг2*=2300 К, Пк=15,
с = 0,85, р = 0,93, вх=0,98) в
стартовых условиях (Мп = 0; Н = 0).
 |
 |
Рис. 6 |
Рис. 7 |
Видно, что использование
дополнительной камеры сгорания позволяет
изменять (по отношению к ТРД) значения удельных
параметров на 30 % и более. При этом изменение Pуд и Суд, как
показывают расчеты, происходит практически
пропорционально в широком диапазоне режимов
работы двигателя.
|  |  |