УДК 629.7.036.001(07.58)

Исследование влияния параметров рабочего процесса на удельные параметры
двухкамерного турбореактивного двигателя

В.Л. Письменный

Выполнена количественная оценка диапазона изменения значений удельных (тяговых и расходных) параметров двухкамерного турбореактивного двигателя. Сделан анализ влияния условий полета на указанные параметры. Проведено сравнение с одноконтурным ТРД

В работах [1, 2] исследованы термодинамические циклы двухкамерного турбореактивного двигателя (ТРДК) [3] , даны основные математические соотношения. Схема ТРДК с обозначением характерных сечений показана на рис. 1.


Рис. 1

Двухкамерный ТРД состоит из входного устройства 1, компрессора 2, основной камеры сгорания 3, турбины 4, дополнительной камеры сгорания 5, эжекторного сопла 6. При этом основная камера сгорания 3 расположена между компрессором 2 и турбиной 4, а дополнительная камера сгорания 5 расположена между турбиной 4 и эжекторным соплом 6 и соединена с компрессором 2 каналом, проходящим через вал двигателя.

В газотурбинных двигателях прямой реакции, к которым относятся ТРДК, работа циклов расходуется на увеличение кинетической энергии газовоздушного потока, проходящего через двигатель:

.

Откуда, выражение удельной тяги при полном расширении в реактивном сопле и коэффициенте изменения массы г = 1 имеет вид:

,

которое однозначно связывает Pуд и Le.

Из полученного уравнения следует, что при Vп сonst (Mп = const, Н = const) Pуд при изменении Пк* и Тг* качественно ведет себя так же, как Lе, т.е. имеет максимум и обращается в нуль там же, где и Lе [1] . На рис. 2 показано изменение Pуд в зависимости от степени повышения давления в компрессоре и коэффициента двухкамерности n [1] при условии Мп=0 и Н=0 (Тг1*=1600 К, Тг2*= 2300 К, с = 0,85, р = 0,93, вх = 0,98) для двух режимов работы двигателя: с включенной и выключенной дополнительной камерой сгорания. Как видно из представленных зависимостей, "вырождение" ТРДК (m 0) для реальных коэффициентов двухкамерности происходит существенно раньше, чем энергетическое "вырождение" ТРД (Pуд 0), что связано с уменьшением свободной работы основного цикла.

Удельный расход топлива при отсутствии отбора воздуха отб = 0 определяется по известной формуле [4]

,      (1)

где ,

1 - относительный расход топлива в первом контуре,

2 - относительный расход топлива во втором контуре,

m - коэффициент двухконтурности.

На рис. 3 показано изменение Суд в зависимости от степени повышения давления в компрессоре и коэффициента двухкамерности при условии Мп=0 и Н=0 (Тг1*=1600 К, Тг2*= 2300 К, с = 0,85, р = 0,93, вх = 0,98) для двух режимов работы двигателя: с включенной и выключенной дополнительной камерой сгорания. Характер изменения Суд=f(Пк) в ТРДК аналогичен характеру изменения Суд в ТРД. Так же, как и в ТРД, относительный расход топлива qт пропорционален количеству подведенного к двигателю тепла Q, которое, в свою очередь, зависит от разности температур в камерах сгорания Тг1* и Тг2* и за компрессором Тк*. При увеличении Пк и неизменном значении температур в камерах сгорания будет расти температура за компрессором Тк* и, как следствие, уменьшается Q и qт, что будет приводить к снижению Суд до тех пор пока не начнется активный процесс энергетического "вырождения" турбореактивного двигателя (Pуд 0).



Рис. 2



Рис. 3

Влияние коэффициента двухкамерности n на Pуд и Суд ТРДК весьма значительно и определяется величиной работы дополнительного цикла, а также её долей в суммарной работе [1] . При этом определяющим фактором является разница работ дополнительного и основного циклов. При положительной разнице увеличение доли работы дополнительного цикла приводит к увеличению суммарной работы, а при отрицательной разнице к уменьшению. В связи с этим влияние n на Pуд и Суд неоднозначно:

  1. при включенной дополнительной камере сгорания (подогрев газа в дополнительной камере выше, чем в основной) повышение n приводит к росту Pуд и Суд, что является следствием повышения (в результате роста m) в суммарной работе доли цикла, имеющего более высокую удельную работу;
  2. при выключенной дополнительной камере сгорания (подогрев газа в дополнительной камере ниже, чем в основной) повышение n приводит к уменьшению Pуд и Суд, что также объясняется повышением доли работы дополнительного цикла, но уже при минимальной удельной работе (эффект двухконтурного двигателя).

Наличие дополнительного цикла в двухкамерном ТРД позволяет иметь весьма гибкую систему регулирования основных параметров двигателя и, соответственно, широкий диапазон тяговых и расходных характеристик, что является важнейшим свойством данной схемы.

Диапазон возможного изменения удельных параметров ТРДК определяется диапазоном изменения значений коэффициента двухконтурности двигателя, показанного на рис. 4, 5.

Рис. 4 Рис. 5

На рис. 4 показано изменение коэффициента двухконтурности m в зависимости от коэффициента двухкамерности n для различных степеней повышения давления П (1 = 5,5; с = 0,85; р = 0,93). На рис. 5 показано изменение коэффициента двухконтурности m в зависимости от подогрева 1 для различных n (П = 15; с = 0,85; р = 0,93). Как видно из представленных зависимостей, коэффициент двухконтурности ТРДК для наиболее реальных параметров рабочего процесса находится в пределах значений: 0,20,8, что, по сути, определяет возможности двухкамерных ТРД по расширению диапазона тяговых и расходных характеристик ТРД. Последнее наглядно иллюстрируется рис. 6, и 7, где показаны зависимости относительной удельной тяги PудТРДК/PудТРД и относительного удельного расхода топлива СудТРДК/СудТРД для различных температур газа перед турбиной двигателя (Тг2*=2300 К, Пк=15, с = 0,85, р = 0,93, вх=0,98) в стартовых условиях (Мп = 0; Н = 0).

Рис. 6 Рис. 7

Видно, что использование дополнительной камеры сгорания позволяет изменять (по отношению к ТРД) значения удельных параметров на 30 % и более. При этом изменение Pуд и Суд, как показывают расчеты, происходит практически пропорционально в широком диапазоне режимов работы двигателя.

На рис. 815 показаны закономерности протекания Pуд и Суд в стартовых условиях (Мп = 0; Н = 0), для Мп = 0,9; Н = 11 км, Мп = 1,5; Н = 11 км и Мп = 2,0; Н = 11 км. Здесь же, для сравнения, показаны закономерности протекания Pуд и Суд для ТРД. Характер изменения характеристик ТРДК аналогичен характеру изменения характеристик ТРД. Как видно из рис. 811, с ростом Пк удельная тяга (для различных n) проходит через максимальное значение, после чего уменьшается. Такое изменение Pуд, как было показано в работе [1] , связано с изменением суммарной эффективной работы циклов. Так, с ростом Мп величина удельной тяги уменьшается за счет того, что рост скорости полета при Н сonst всегда опережает рост скорости истечения из реактивного сопла из-за уменьшения Q. С увеличением высоты полета при Мп const от Н = 0 до Н = 11км при прочих равных условиях Le и Pуд возрастают за счет увеличения подогревов 1 и 2, связанного со снижением Тн. Выше 11 км (до Н = 20 км) температура воздуха Тн почти не меняется и при постоянных значениях Мп и Тг1*, Тг2* суммарная работа циклов и удельная тяга остаются неизменными.

Рис. 8 Рис. 9
  
Рис. 10 Рис. 11

Изменение Суд в зависимости от Пк при различных полетных условиях показано на рис. 1215. Как видно из этих рисунков, практически при любых сочетаниях Мп и Н рост Пк в области ее рабочих значений приводит к уменьшению Суд из-за роста общего КПД. Рост числа Мп при работе дополнительной камеры сгорания слабо сказывается на Суд, так как, в соответствии с уравнением (1), уменьшение Pуд компенсируется снижением относительного расхода топлива - qт за счет роста Тв* и последующего роста температуры воздуха за компрессором Тк*. Понижение режима работы дополнительной камеры сгорания, в частности ее выключение, ведет к снижению темпов уменьшения Суд при увеличении Пк, что связано с увеличением доли внутренних потерь в суммарной работе циклов. Рост высоты полета в области от Н = 0 до Н = 11 км при Мп const слабо влияет на величину Суд, так как при этом увеличение Pуд происходит в связи с увеличением qт, зависящего от Тв* и Тк*. В диапазоне высот Н = 1120 км при прочих равных условиях Суд остается постоянным, так как в этом диапазоне высот температура окружающей среды в соответствии со стандартной атмосферой не меняется. Диапазон возможных изменений удельных параметров при увеличении Мп сужается, а при увеличении высоты до Н = 11 км расширяется, что объясняется влиянием скорости и высоты полета на коэффициент двухконтурности, который при прочих условиях уменьшается при увеличении скорости полета и увеличивается при увеличении высоты полета.

Рис. 12 Рис. 13
  
Рис. 14 Рис. 15

Влияние температуры газа перед лопатками турбины Тг1* на удельные параметры ТРДК иллюстрируется рис. 1619, где показаны изменения Pуд и Суд в зависимости от Тг1* и n в стартовых условиях (Мп = 0, Н = 0) и для Мп = 1,5; Н = 11 км (Пк = 15; Тг2*= 2300 К; с = 0,85; р = 0,93; вх в соответствии с кривой стандартных потерь). Здесь же, для сравнения, показаны закономерности протекания Pуд и Суд для ТРД.

Рис. 16 Рис. 17
  
Рис. 18 Рис. 19

Из представленных рисунков видно, что при изменении Тг1* только Суд имеет минимальные значения, так как при увеличении Тг1* суммарная работа циклов и, соответственно, удельная тяга монотонно растут. Физические сущности процессов, происходящих в ТРДК и ТРД при изменении температуры газов перед лопатками турбины, принципиально не отличается. Минимальные удельные расходы топлива двухкамерный ТРД имеет при температурах Тг1*, соответствующих температурам "вырождения" (рис 18, 19). При росте Тг1* удельный расход топлива монотонно возрастает за счет уменьшения полетного КПД из-за роста скорости истечения газа из сопла.

В итоге, в рабочей области по Пк с ростом последней Pуд проходит через максимальное значение, а Суд все время уменьшается. В рабочей области по Тг1*, где Суд > Судmin, при увеличении Тг1* удельная тяга и расход топлива монотонно увеличиваются. Диапазон изменения Суд при увеличении Тг1* также увеличивается, что связано с повышением коэффициента двухконтурности m.

Рассмотрим влияние параметров рабочего процесса на удельные параметры форсированного двухкамерного турбореактивного двигателя (ТРДКФ).

На рис. 2023 показано изменение Pуд и Суд в зависимости от степени повышения давления в компрессоре и коэффициентов двухкамерности ТРДКФ в стартовых условиях и для Мп = 2,0; Н = 11 км (Тг1*= 1600 К; Тг2*= 2300 К; Тг3*= 2000 К). Характер изменения Pуд и Суд в ТРДКФ при изменении Пк определяется характером изменения суммарной работы циклов [2].

Рис. 20 Рис. 21
  
Рис. 22 Рис. 23

Как видно из рис. 2023, удельная тяга и удельный расход топлива у форсированных ТРДК имеют максимумы и минимумы, которые не совпадают с соответствующими значениями для нефорсированных ТРДК (см. рис. 2 и рис. 3). Последнее объясняется влиянием форсажного цикла, у которого вследствие более высокого, чем в основном цикле, подогрева газа, максимум работы приходится на более высокие, чем в основном цикле, степени сжатия газа. При этом, чем меньше коэффициент двухкамерности (больше доля работы форсажного цикла в суммарной работе), тем сильней влияние форсажа на удельные параметры двигателя.

Зависимости Pуд и Суд от температуры газа перед турбиной при прочих равных условиях даны на рис. 2427.

Рис. 24 Рис. 25
  
Рис. 26 Рис. 27

С ростом Тг1* при Пк = const уменьшается степень понижения давления на турбине Пт, что приводит к увеличению давления в форсажной камере, росту Пс и, как следствие, к увеличению Pуд и уменьшению Суд. Отсюда следует, что у ТРДКФ для получения наибольших значений удельной тяги и повышения экономичности необходимо повышать температуру газа перед турбиной.

Таким образом, как было показано ранее (см. рис. 2027), уменьшение n приводит к росту Pуд и уменьшению Суд форсированного двигателя. Увеличение Тг1* при неизменных Пк и Тг3* также ведет к росту Pуд и уменьшению Суд. При изменении Пк удельная тяга ТРДКФ проходит через максимальные значения, а удельный расход топлива через минимальные, причем, чем больше Мп, тем меньше Пкoptф. С ростом Мп влияние Пк и Тг1* на Pуд и Суд становится все менее значительным, так как уменьшается теплоподвод в основной камере сгорания, а Пс форсированного двигателя, главным образом, определяется динамическим сжатием во входном устройстве. Это хорошо видно из сравнения кривых, представленных на рис. 2023 и рис. 2427, полученных для различных Мп.

Заключение

Двухкамерный ТРД обладает весьма гибкой системой регулирования основных удельных параметров, позволяющей иметь существенно более широкий, чем у ТРД (ТРДФ), диапазон тяговых и расходных характеристик.

Двухкамерный ТРД может быть рекомендован для использования на многорежимных летательных аппаратах.

Список литературы

  1. Письменный В.Л. Исследование термодинамического цикла двухкамерного турбореактивного двигателя. Электронный журнал "Труды МАИ" ╧6, 27.11.2001 г.
  2. Письменный В.Л. Исследование термодинамического цикла двухкамерного форсированного турбореактивного двигателя. Электронный журнал "Труды МАИ" ╧8, 22.05.2002 г.
  3. Двухкамерный турбореактивный двигатель (варианты). Патент RU 2187009 - МПК F02 К 3/04 / В.Л. Письменный. - ╧2000104340/06, заявлено 21.02.2000. - Опубл. 10.08.02, Бюл.. ╧ 22.
  4. Нечаев Ю.Н., Федоров Р.М. Теория авиационных газотурбинных двигателей. Ч.2. Москва, Машиностроение, 1978 г., 336 с.

Сведения об авторе

Письменный Владимир Леонидович, доцент кафедры испытаний авиационной техники филиала "Взлет" Московского государственного авиационного института (технического университета), к.т.н.