УДК 629.7.027
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА НАПОЛНЕНИЯ ПАРАШЮТНЫХ СИСТЕМ
А.В. Трямкин, С.Н. Скиданов
В данной работе исследуется процесс наполнения парашютных систем. Получена экспериментальная зависимость изменения эффективной площади сопротивления парашюта от времени наполнения. Результаты решения уравнений движения системы "груз-парашют", с учетом найденной зависимости, имеют хорошую сходимость с экспериментальными данными.
Современный процесс десантирования различной техники и грузов можно разбить на следующие основные этапы:
I-й этап √ вытягивание десантируемого объекта (ДО) из самолета вытяжной парашютной системой (ВПС);
II-й этап √ движение ДО в воздухе;
III-й этап √ приземление ДО.
Основная парашютная система (ОПС) может применяться как в однокупольном варианте, так и в многокупольном варианте, поэтому в дальнейшем, не зависимо от количества парашютов, будем считать ОПС исполненной в однокупольном варианте, т.к. многокупольную систему можно привести к системе с одним парашютом площадью, равной сумме всех площадей парашютов многокупольной системы.
Второй основной этап √ движение десантируемого объекта в воздухе, можно разбить на следующие этапы (рис. 1):
Рис. 1. Этапы движения десантируемого объекта в воздухе.
1-й этап √ отделение дополнительного вытяжного парашюта от ДО и его наполнение.
Продолжительность первого этапа
называется временем раскрытия дополнительного
вытяжного парашюта . В течение первого этапа
изменение скорости ДО и пройденного им пути
происходит по законам падения в воздухе тела без
парашюта.
2-й этап √ отделение блока с основной парашютной системой от ДО, вытягивание купола (или куполов, в случае применения многокупольной парашютной системы) и строп на всю их длину и стягивание парашютной камеры с купола.
Наполненный воздухом дополнительный вытяжной парашют, быстро теряя скорость, снимает блок основной парашютной системы с ДО, вытягивает стропы из сот парашютной камеры и стаскивает камеру с купола. При этом купол основного парашюта вместе со стропами вытягивается на всю длину.
В течение второго этапа, если пренебречь трением купола при стаскивании парашютной камеры и усилиями, возникающими при выходе строп из сот камеры, изменение скорости падения ДО и длины пройденного им пути (как и в течение первого этапа) происходит по законам падения тела в воздухе без парашюта.
Продолжительность
второго этапа зависит от размеров
дополнительного вытяжного парашюта, от массы
ОПС, от длины купола и строп, от длины парашютной
камеры и ее конструкции, скорости падения ДО к
концу второго этапа и других факторов.
Как видно, в течение первых двух этапов движения в воздухе, с момента отделения ДО от самолета до полного вытягивания купола и строп на всю длину, парашют как тормозное устройство не работает.
Скорость ДО изменяется незначительно
от скорости самолета до скорости в момент
введения основного парашюта в действие. Время с
момента отделения ДО от самолета до вытягивания
купола и строп на всю их длину называется
временем вытягивания и обозначается
:
.
3-й этап √ наполнение купола парашюта до площади ограниченной рифовкой.
В конце второго этапа, после
вытягивания купола и строп на всю их длину,
начинается наполнение купола парашюта до
площади ограниченной рифовкой.
Продолжительность третьего этапа называется
временем наполнения зарифованного парашюта .
4-й этап √ снижение на зарифованном куполе.
В течение четвертого этапа ДО
объект снижается на зарифованном парашюте. Время
с момента наполнения зарифованного парашюта до
момента разрифовки парашюта называется временем
снижения на зарифованном парашюте и
обозначается
:
.
5-й этап √ наполнение купола парашюта.
На пятом этапе происходит разрифовка
парашюта. Купол парашюта наполняется до полной
площади за время . Время с момента начала наполнения
зарифованного купола до его полного раскрытия
называется временем наполнения основного
парашюта и обозначается
:
.
6-й этап √ снижение на раскрытом парашюте.
В течение шестого этапа ДО снижается
на раскрытом парашюте до достижения им
поверхности земли. Как правило, время шестого
этапа выбирается таким образом, чтобы
перед приземлением система "груз-парашют"
имела скорость установившегося снижения.
Много работ как отечественных, так и зарубежных посвящено исследованиям процесса наполнения парашюта /1, 3, 4, 5, 6, 8/, но все они, в основном, решают вопросы связанные с проектированием парашютов и не дают достаточно простых выражений для исследования динамики движения системы "груз-парашют" в процессе наполнения купола.
В процессе наполнения изменяются как
площадь купола парашюта , так и его коэффициент
сопротивления
. Знание законов изменения выше
перечисленных параметров позволило бы
существенно упростить решение задач связанных с
наполнением парашюта. Существует много работ,
где даются законы изменения площади парашюта и
коэффициента сопротивления, но проще всего
искать вид зависимостей изменения площади
парашюта и коэффициента сопротивления не
отдельно, а в виде их произведения. Это
произведение называется эффективной площадью
сопротивления парашюта и обозначается
:
. (1)
Анализ экспериментальных
исследований процесса наполнения купола в
аэродинамической трубе /4/ и проведенных летных
испытаний (рис. 2) парашютно-реактивной системы
(ПРС) в составе многокупольной парашютной
системы МКС-175-12 /7/ позволяет найти зависимость
эффективной площади парашюта от времени
наполнения t, которую с
достаточной степенью точности можно
аппроксимировать /2/ кривой
, (2)
где а √ постоянная величина,
значение которой будет найдено ниже; к √
постоянная наполнения √ безразмерная величина,
определяется экспериментально, для парашютной
системы МКС-175-12
/10/;
√ время
наполнения парашюта, с.
По результатам летных испытаний, в
конце наполнения парашюта коэффициент
сопротивления принимает максимальное значение,
следовательно,
. Эффективная площадь сопротивления
парашюта будет равна
откуда
. (3)
Подставим (3) в (2), окончательно получим зависимость изменения эффективной площади сопротивления парашюта от времени наполнения
. (4)
В случае использования рифовки эффективная площадь сопротивления от времени наполнения зарифованного парашюта будет иметь вид:
(5)
где √ эффективная площадь
сопротивления зарифованного парашюта, м2;
√
время наполнения зарифованного парашюта, с.
Изменение эффективной площади сопротивления за время наполнения парашюта после разрифовки определяется из выражения
. (6)
В конце наполнения парашюта и
откуда
. (7)
Подставим (7) в (6), окончательно получим
. (8)
Рис. 2. Изменение эффективной площади сопротивления парашютной системы от времени
Воспользуемся полученными выражениями для определения траекторных параметров существующей серийной парашютно-реактивной системы, движение в воздухе которой происходит в соответствии со всеми выше изложенными этапами.
При составлении уравнений движения системы "груз√парашют" будем предполагать, что при снижении системы ось парашюта, проходящая через коуш строп и вершину купола, касательная к траектории движения груза, а парашют обтекается потоком, скорость которого на бесконечности равна скорости движения груза и совпадает по направлению с осью парашюта. Масса груза намного больше массы парашюта. Пренебрежем возмущениями, вносимыми в поток присутствием груза. Пренебрежем также центробежными силами, действующими на парашют при движении системы по криволинейной траектории. Материал купола и строп будем считать нерастяжимыми, а воздух √ несжимаемым.
Уравнения движения в связанной системе координат, с учетом принятых допущений будут иметь вид:
Этап 1-2
(9)
где m √ масса
системы, кг; V1-2 √
скорость центра масс системы, м/с;
g √ ускорение свободного
падения, м/с2; √ угол наклона
траектории, рад;
√ эффективная площадь
сопротивления груза, м2;
√ плотность воздуха
у земли, кг/м3;
√ потеря высоты на первом
этапе. В дальнейшем, индексы, стоящие при
переменных, относятся к каждому из
рассматриваемых этапов.
Так как в процессе летных испытаний
ПРС диапазон высот десантирования составлял
300√400 метров, то в целях упрощения задачи будем
считать плотность воздуха постоянной величиной
равной плотности на высоте (плотность воздуха у
земли отличается от плотности воздуха на высоте
400 м при стандартных атмосферных условиях не
более чем на 4%).
Система дифференциальных уравнений (9)
интегрируется при начальных условиях: ,
,
, где
√ скорость полета самолета,
√
высота десантирования. Пределы интегрирования
, время
вытягивания парашютной системы МКС-175-12 по
результатам летных испытаний ПРС равно
с.
Этап 3
(10)
Система дифференциальных уравнений (10)
интегрируется при начальных условиях: ,
,
. Пределы интегрирования
.
На основании закона непрерывности
парашюты должны раскрываться на определенной
длине, т.к. для наполнения купола требуется
заданный конический столб воздуха впереди
купола. Эта определенная длина пропорциональна
номинальному диаметру парашюта. В работе /5/
дается формула для определения времени
наполнения парашютов:
, (11)
где п √ постоянная безразмерная
величина, типичная для каждого парашюта,
указывающая длину наполнения как кратное
значение ; V √ скорость системы
"груз-парашют" в момент наполнения купола.
Так по результатам экспериментов
десантирования ПРС постоянная п при
наполнении зарифованной парашютной системы
МКС-175-12 равна , а при наполнении после разрифовки
√
.
Этап 4
(12)
Система дифференциальных уравнений (12)
интегрируется при начальных условиях: ,
,
. Пределы интегрирования
.
Время движения системы после
наполнения зарифованного парашюта равно √ .
Этап 5
(13)
Система дифференциальных уравнений (13)
интегрируется при начальных условиях: ,
,
. Пределы интегрирования
.
Продолжительность пятого этапа определяется из
выражения (11).
Этап 6
(14)
Система
дифференциальных уравнений (14) интегрируется при
начальных условиях: ,
,
.
На рисунке 3 даются экспериментальная
и теоретическая зависимости изменения скорости
снижения ПРС от времени. Интегрирование систем
(9√10) и (12-14) проводилось с помощью ЭВМ. Масса ПРС кг;
начальная скорость десантирования
м/с;
высота десантирования
м; угол наклона траектории
системы в момент отделения от самолета
рад;
эффективная площадь сопротивления груза
м2; эффективная площадь сопротивления
парашютной системы
м2; эффективная площадь сопротивления
зарифованной парашютной системы
м2; постоянная наполнения
;
постоянная п при наполнении зарифованной
парашютной системы МКС-175-12 равна
, а при
наполнении после разрифовки √
.
Рис. 3. Изменение скорости снижения системы от времени.
В заключение следует отметить, что найденная зависимость изменения эффективной площади сопротивления парашюта от времени его наполнения позволят существенно упростить решение задач динамики движения системы "груз-парашют", получая при этом достоверные результаты.
Литература
1. Белоцерковский С.М., Ништ М. И., Пономарев А. Т., Рысев О. В. Исследование парашютов и дельтапланов на ЭВМ. √ М.: Машиностроение, 1987. √ 240 с.
2. Гутер Р. С., Овчинский Б. В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. √ М.: Наука, 1970. √ 432 с.
3. Морозов В. И., Пономарев А. Т., Рысев О. В. Математическое моделирование сложных аэроупругих систем. √ М.: Физматлит, 1995. √ 736 с.
4. Носарев И. М. Исследование в аэродинамических трубах процесса раскрытия круглого купола парашюта. √ М.: ЦАГИ, 1963. √ 32 с.
5. Нэке Т.В. Руководство по проектированию парашютных спасательных систем. Глава 5. Характеристики и эксплуатационные качества парашютов. √ М.: ЦНТИ "Волна", 1989.√152 с.
6. Рысев О. В., Пономарев А. Т., Васильев М. И., Вишняк А. А., Днепров И. В., Мосеев Ю. В. Парашютные системы. √ М.: Наука, 1996. √ 228 с.
7. Средства десантирования изделия "688". Отчет по результатам предварительных летных испытаний П235-0000 Отч 8. √ МКПК "Универсал", инв. ╧ 7130-90, 1991. √ 28 с.
8. Dennis D.R. Recent advances in parachute technology // The aeronautical journal. √ 1983, V. 87, ╧ 869, P. 333√342.