![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||
![]() | ![]() | |||||||||
| ![]() | |||||||||
| ![]() | ![]() | ||||||||
![]() | ![]() | |||||||||
![]() | ![]() ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЫ ЦЫГАНСКОГО ЭТНОСА 1. "ЗАКОН" ЦЫГАНСКОЙ ЖИЗНИ
Возникает неписаный кодекс законов цыганской жизни, имеющий целью самосохранение этноса: "Таборная жизнь требовала постоянной взаимовыручки. Ведь в критической ситуации мог оказаться каждый. Когда цыган терял лошадь или в таборе образовывалась молодая семья из бедных цыган, желающая жить самостоятельно, остальные члены табора собирали деньги и покупали им лошадь или дарили деньги на обзаведение хозяйством. Попутно упомянем и о так называемой "цыганской почте" ("цыганском радио"). Когда встречаются два табора или даже просто два цыгана, по закону они обязаны обменяться всеми последними новостями. Если же учесть мобильность цыган, становится понятной та невероятная скорость, с которой распространяется среди них информация" ([3] , c. 50-51). Вся жизнь цыган характеризуется жесткой регламентацией, подчиненностью традициям, суть которых остается неизменной. Вот что говорит о цыганском законе вожак цыганского племени: "Что в городе, что в таборе √ цыганская жизнь, конечно, для закоренного (истинного) цыгана одна и та же. И закон цыганский одни, и если ты хочешь быть достойным человеком, то должен ему подчиняться. Кочевье, конечно, еще осталось, но табора становятся все меньше и меньше, и многие цыгане живут в городах, в современных квартирах, но подчиняются все тем же, издревле установленным обычаям и цыганскому, непреложному, непререкаемому Закону. И если цыган нарушит его, то с ним будут поступать по закону племени, с ним разберется Крис (цыганский суд)" [9] . Выше уже говорилось о культурной преемственности как одном из этнообразующих признаков. Механизмом, обеспечивающим эту преемственность, является именно строгая регламентация цыганской жизни, обусловленная историческими причинами. "Можно удивляться стойкости бытования цыганских ритуалов, пришедших из древности или заимствованных, или недоумевать по поводу тщательности их исполнения, но только благодаря тому, что цыгане неуклонно их соблюдают, они смогли уцелеть как народ, не ассимилироваться, не лишиться своего национального лица┘." ([3] , c. 52). Кроме того, названному механизму соответствуют такие этнообразующие признаки, как национальные характер и самоидентификация. Итак, первым механизмом, обеспечивающим устойчивость социо-культурной системы цыганского этноса и препятствующим его ассимиляции, является неотступное следование закону, жесткая регламентация всех сфер жизни от рождения до смерти. 2. ЯЗЫК
Вторым, не менее важным механизмом поддержания этнокультурной идентичности цыган является язык. Возникновение этого механизма, как и предыдущего, явилось логическим следствием исторических предпосылок. Кастовая система заранее предопределила удивительную устойчивость цыганского языка к внешним воздействиям. Двигаясь по миру, цыгане перенимали некоторые языковые элементы других народов. Часть слов была воспринята из персидского, армянского, греческого языков. С помощью анализа цыганского языка был установлен путь, пройденный цыганами во время движения их на Запад. Антагонизм других народов в средние века еще более усилил эту устойчивость. Уже с древних времен, поэтому считалось, что цыганский язык - воровской, и объясняются на нем цыгане потому, что хотят скрыть свои мысли и помыслы. Язык, относительно объекта исследования, выступает одновременно и в качестве механизма самосохранения цыганского этноса, и в качестве энообразующего признака. Налицо связь языка как механизма со следующими этнообразующими признаками: собственно языком, преемственностью в культуре (роль языка как ретранслятора культуры), самоидентификацией. Относительно последнего признака уместно будет привести следующую цитату Нэйла Смелзера: "С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой √ общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе" ([6] , c. 48). Таким образом, трудно переоценить роль языка как механизма поддержания социо-культурной изолированности цыганского этноса. Не случайно Владимир Познер (Капитал, 25 ноября 1998) определил язык как основной признак нации: "Я веду себя по-разному в зависимости от используемого языка. Язык вообще, по-моему, главный признак нации. И он навязывает определенное поведение". 3. ЭНДОГАМИЯ Следующим механизмом, препятствующим ассимиляции цыганского этноса, является эндогамия. Эндогамия √ т.е. принцип заключения браков внутри социальной группы √ традиционно играл роль самосохранения социальной структуры. Этот принцип особенно ярко был представлен в Древней Индии, где каждая социальная ячейка была максимально замкнута в себе. Гонения и преследования цыган сделали актуальной для них проблему выживания, что, естественно, закрепило в цыганском этносе принцип эндогамии. Эндогамия, как механизм, не только препятствовала ассимиляции цыганского народа, но и обеспечивала его сплоченность. Очевидна, поэтому, связь этого механизма с этнообразующим признаком "самоидентификация". Перечисленные выше три механизма имеют общую черту: они не случайно были вызваны к жизни в условиях грозящего распада цыганского этноса как целостности. Историческая память народа хранила в себе все необходимые предпосылки для их "запуска" в случае необходимости. Предпосылки эти, как было показано в ходе моей работы, были изначально предопределены "кастовостью" древнеиндийской системы. 4. МИФ О ПРОИСХОЖДЕНИИ
Миф о происхождении можно рассматривать как скрепляющий механизм в цыганском этносе. Уже упоминалось, что возникновение представлений о египетском происхождении не было случайным. Возникнуть это заблуждение могло лишь спустя значительное время после эмиграции цыган из Индии. Его появление, как мне кажется, можно связать с началом в Европе средневековых гонений на цыган. Волна цыганских миграций из Индии заканчивается в 14 веке. К 15 в. цыгане переселяются из Византии в Европу; к этому времени, согласно мнению большинства исследователей, заканчивается формирование их как этноса; тогда же начинаются и преследования. Возникновение мифа о происхождении не было предопределено кастовой системой древнеиндийского общества, а явилось непосредственной реакцией цыганского народа на внешние угрозы его существованию. В любом обществе интегрирующую роль может выполнять некая общая идея. Для цыганского этноса такой идеей стало представление о египетском происхождении. Этот миф способствовал сплочению цыган вокруг общего ядра, а следовательно, способствовал и усилению чувства сознания группового единства. Почему же утвердилось представление именно о египетском происхождении, а не об индийском, что соответствовало действительности. Думаю, причина заключается в значительно большей привлекательности вымысла по сравнению с реальностью, согласно которой предки цыган принадлежали к низшим слоям индийского общества. Поэтому, называя себя "потомками египетских фараонов", цыгане как бы "возвышались в собственных глазах". Если раньше легенда о египетском происхождении цыган являлась результатом их неосознанного (хотя возможно и созданного искусственно) заблуждения, то сейчас, особенно для цыган, проживающих в городах, она, скорее всего, превратилась лишь в элемент фольклора. Роль мифа как интегрирующего механизма в цыганском этносе не представляется очевидной. Цель полевого исследования √ проверить эту гипотезу. 5. ЦЫГАНСКОЕ "КОЧЕВЬЕ" Последним механизмом, сохраняющим цыганский этнос как целостность, является кочевой образ жизни. Механизм этот стоит "особняком" среди других вот по какой причине. Нельзя абсолютизировать кочевой образ жизни цыган. К примеру, значительное число цыган России издавна вело оседлый образ жизни. Не кочевали те, кто жил в городах. И в других странах, например, в Испании, Венгрии, Болгарии немало цыган постоянно жили оседло. Некоторые группы вели полуоседлый образ жизни, особенно цыгане, которые специализировались на каком-либо ремесле. Ранее уже говорилось о версиях исхода цыган из Индии. О достоверности их можно спорить, однако, это не является целью настоящего исследования. Расходятся мнения и относительно природы цыганского кочевья. Некоторые ученые считают кочевой образ жизни вызванным внешними факторами. "Скрываясь от преследований, цыгане были вынуждены убираться подальше с глаз властей. С другой стороны, необходимость добывать хлеб насущный заставляла их вновь и вновь идти на контакты. В такой ситуации единственно возможным был кочевой образ жизни, делавший цыган и контактными, и неуязвимыми. Так что в известной мере он был навязан цыганам. Поиск заработка, чаще всего случайного, не давал цыганам засиживаться на месте. Иногда кочевой образ жизни был продиктован тем ремеслом, которым занимался табор" ([3] , c. 42). В Болгарии многие в свое время перешли к оседлому образу жизни, но теперь треть всех цыганских семей снова "выброшена на дорогу" и вынуждена бродяжничать. Причина? Как считает журнал Совета Европы "Форум" - враждебное отношение к ним коренных болгар. В то же время нельзя забывать, что часто именно кочевье являлось причиной гонений цыган властями. Их насильно привязывали к определенной территории, наделяли паспортами, чем только обостряли отношения. Кочевье, согласно этой позиции, принималось как объективное свойство цыганского этноса, как данность. Исходя из первой точки зрения, кочевье являлось следствием гонений, исходя из второй √ причиной. Так или иначе, кочевой образ жизни, несомненно, препятствовал ассимиляции цыган попросту потому, что не давал им засиживаться на одном месте. Итак, выше перечислены основные интегрирующие механизмы цыганского этноса и исторические предпосылки их возникновения. Изложенное можно представить в виде следующей схемы: | ![]() | ![]() | |||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ![]() |