Основные аспекты проблемы социального действия в свете теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса М.П. Чаушян

   2 of 11


Основные понятия теории коммуникативного действия: "Жизненный мир" и его эволюция.

Исходным и центральным пунктом социологической концепции Хабермаса является категория "Жизненного мира" (Lebenswelt). Жизненный мир определяется Хабермасом как "нетематизированный горизонт значений, который составляет основание жизненного опыта индивида" ([1] , c. 311).

Целью теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса является описание развертывания "жизненного мира" в эволюционной перспективе. Социальная эволюция состоит в развитии когнитивных способностей человека. Сравнивая мифический и современный способ понимания мира, мы вслед за Хабермасом приходим к выводу о том, что различие между ними основано на фундаментальном различии понятийных систем, в которых интерпретируется мир. Основываясь на работах К. Леви-Стросса и Ш. Годелье, Хабермас характеризует мифический способ понимания мира как неразрывное единство, в котором каждый пункт опыта ассоциируется с любым другим пунктом. Это ассоциирование происходит посредством бинарных отношений сходства и различия. Мифическое понимание мира, по словам Ш. Годелье создает "гигантский лабиринт зеркал, в котором противостоящие образы мира и человека непрерывно отражаются друг в друге и отношения природы и культуры непрерывно разделяются и объединяются, будто в призме" [2] .

Диаметрально противоположным мифическому пониманию мира является разделение объективного, субъективного и социального миров, основополагающее для современного разума. Хабермас показывает, что недостаточность различения сфер отнесения "жизненного мира" характерна не только для мифической стадии развития так называемых "примитивных народов", но существует и в современном типе общества, особенно у детей и подростков. Противопоставление "закрытого" (мифического) и "открытого" (современного) взглядов на мир дает Хабермасу возможность утверждать, что второе понимание мира является более рациональным. Это превосходство в рациональности обусловлено превосходством познавательного потенциала современного человека над мифологическим и рлигиозно-метафизическим познанием. Таким образом, социальная эволюция, по мнению Юргена Хабермаса, прежде всего развитие познавательных способностей человека. Стержнем эволюционного процесса становится веберовская концепция рационализации. Однако Хабермас утверждает, что в современных условиях эта концепция требует критической адаптации. Так, по мнению Хабермаса, следует переосмыслить понятия "разума" и "рациональности", это переосмысление должно происходить на трех логических уровнях. На метатеоретическом уровне это переосмысление предполагает установление связи между разумом и действием, исходя из исторической перспективы развития рациональности, на методологическом уровне установление этой связи выражается в том, что понимание значимого социального действия возможно только на основе рациональной критики знания, и наконец на эмпирическом уровне теория рациональности должна создать критическую основу для идентификации прогрессивных и регрессивных черт современного нам общества. Определяя рациональное действие, Юрген Хабермас пытается избежать ложного, на его взгляд, отождествления понятий целеполагания и рациональности. Для него рациональным является всякое действие, относительно которого индивид способен выдвинуть рационально оправданное суждение. Действие может быть целенаправленным, но оно не будет рациональным до тех пор, пока оно не будет полностью осознанно в рамках суждений о его целях и средствах их достижения.

В аргументации, выдвигаемой индивидом для оправдания (рационализации) собственного действия, Юрген Хабермас выделяет три уровня: логический, риторический и диалектический. На логическом уровне аргумент должен удовлетворять требованиям внутренней и внешней логической непротиворечивости. На риторическом уровне аргументация должна удовлетворять условиям процедурной справедливости. Эталонным случаем риторического процесса Хабермас считает "идеальную речевую ситуацию", то есть такую ситуацию, когда все участники коммуникативного взаимодействия имеют одинаковые возможности изложить свои доводы и возражения. Как диалектическая процедура аргументация понимается Хабермасом как "особая форма взаимодействия", при которой требования валидности могут критиковаться независимо от повседневного опыта. Таким образом, рациональность есть средство оправдания действия. Действие рационально настолько, насколько оно может быть оправдано на всех трех уровнях аргументации.

Переосмысливая концепцию рациональности, Хабермас набрасывает общие контуры социальной эволюции. Основываясь на работах Ж. Пиаже, он по новому рассматривает взаимоотношения разума и действия в эволюционной перспективе. Согласно теории Пиаже, основное направление когнитивного и морального развития связано с децентрализацией понимания реальности от эгоцентрического понимания мира. В процессе децентрализации Пиаже выделял 4 стадии:

  1. Симбиотическая стадия, на которой ребенок не способен отделить себя как материального субъекта от предметного окружения и окружающих его лиц, его референтной группы (родителей)
  2. Эгоцентрическая стадия, на которой ребенок дифференцирует себя от внешнего окружения, но не видит различия между физической и социальной реальностью и воспринимает ситуацию, только исходя из собственной эгоистической точки зрения.
  3. Социоцентрическая стадия, когда дети начинают выделять конкретные операции и различать воспринимаемые и поддающиеся манипуляции объекты от понимаемых субъектов и действий.
  4. Универсалистская стадия, на которой дети способны критически рефлексировать относительно предшествующего опыта и критически воспринимать существующую ситуацию.

Юрген Хабермас считает, что социальная эволюция, понимаемая как развитие познавательных способностей человека, в своих сущностных чертах, повторяет предложенные Ж. Пиаже стадии развития мышления. Хабермас выделяет соответственно следующие стадии социальной эволюции: мифопоэтическую, космологическую, религиозную, метафизическую и современную. Все эти стадии отражают процесс децентрализации, каждая последующая стадия характеризуется большей способностью к различению. Кроме того, каждая последующая стадия более рациональна, чем предыдущая, это увеличение рациональности связано с тем, что каждая новая стадия социальной эволюции дает новые средства для решения социальных проблем, включая возможность объяснения, почему эти средства лучше, чем предыдущие.

Эволюция "жизненного мира" приводит к тому, что изначально неразрывное единство опыта дифференцируется, в нем постепенно выделяются структуры, управляющие отнесением опыта к трем сферам "жизненного мира": объективному, социальному и субъективному мирам. Эти миры отличны от самого "жизненного мира", они есть сферы референции, приписываемые "жизненному миру". Одно и то же явление реальности может быть рассмотрено по-разному в соответствии с избранной нами схемой референции. Так, например нормы и ценности могут быть рассмотрены как в рамках объективного мира, в качестве неких образцов поведения, так и в рамках социального (как культурные явления) и субъективного (в плане их переживания и интериоризации индивидом) миров.

Миры референции, возникающие в процессе децентрализации "жизненного мира", отличаются друг от друга не только установками восприятия реальности, но и критериями рациональности. В каждом из миров рациональность принимает особую форму и имеет особый статус.


 
Предыдущая страница Первая страница Следующая страница Последняя страница Сохранить статью в формате Word Версия для печати Предыдущая страница Следующая страница Вверх