Концепции современного естествознания
Гуманитарный аспект
Р.И. Храпко

   3 of 6


7. Об абстрактных понятиях

Одной из древнейших и фундаментальнейших философских проблем является проблема понятий, обозначающих свойства или качество, иначе говоря, проблема абстрактных понятий, таких, как энергия, скорость, углерод, белизна, справедливость, человечество. Абстрактные понятия отличаются от единичных или индивидуальных понятий типа Александр Великий, Комета Галлея, Радий Игоревич, которые прикрепляются к конкретным вещам как ярлык.

Абстрактные понятия называют также "универсальными понятиями", универсалиями, сущностями, формами или идеями. Их широко использовал Платон и сторонники его философской концепции, которая в связи с этим была названа идеализмом. Эти философы верили в реальное существование универсалий и подчеркивали значимость этого факта для науки. Поэтому они назвали свою концепцию "реализмом". Пифагор учил, что формы представляют собой субстанцию высшего порядка, из которой формируются реальные предметы нашего чувственного опыта.

Естественнонаучная культура не признает самостоятельного существования абстрактных понятий. Эти понятия в действительности служат просто названием для множества вещей, имеющих некоторое общее свойство. Известно знаменитое высказывание Антисфена, оппонента Платона: "Платон, я вижу лошадь, но я не вижу лошадности". Абстрактное понятие "белый", например, - не более чем ярлык, прикрепленный к множеству самых разнообразных вещей - скажем, к снежинкам, скатертям или лебедям. Точно так же "энергия 1 Джоуль" это название для множества объектов, которые объединяет то, что их энергия одинакова по величине и равна 1 Дж, хотя она может иметь различную природу: тепловую, кинетическую, электрическую, химическую, потенциальную в гравитационном или каком-нибудь другом поле и т.д. Энергия любого вида всегда является энергией конкретного объекта. В природе не существует энергии как таковой, энергии без конкретного материального носителя. Слова об энергетическом поле, о космической энергии, которую, по слухам, могут принимать некоторые люди, или о биологической энергии остаются бессмысленными в рамках естественнонаучной культуры до тех пор, пока не указан материальный носитель энергии, например, космические лучи или АТФ (аденозинтрифосфат), который выполняет в живых организмах роль универсального аккумулятора химической энергии. Так что энергетические поля так же, как биополя или информационные поля следует рассматривать в качестве художественной метафоры.

Петрашевец Н.А. Спешнев пишет об этом так: "Метафизика принимает качества вещей за реальные сущности, воплощенные в вещах, почти за их химические элементы" [5] . По Гегелю, "Реализованное понятие есть объект", а "Мир есть инобытие идеи". Кстати, В.И. Ленин выписал эти сентенции в свои "Философские тетради", что выдает его идеализм.

Современная дискуссия о смысле абстрактных понятий восходит к 11 веку. Средневековый схоласт Иоанн Росцелин (1050 - 1122) утверждал, что абстрактные понятия суть просто имена, "сотрясение воздуха". Поэтому отрицание реального существования абстрактных понятий называется номинализмом.

8. Библейская версия сотворения мира

1 В начале сотворил Бог небо (heavens) и землю (earth).
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною (over the surface of the deep); и Дух Божий носился над (over) водою.1

Из текста следует, что творение Бога имело температуру от 00 до 1000 C, не содержало света, но имело выделенное направление вверх (предлог over).

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды (an expanse between the waters), и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под (under) твердью, от воды, которая над (above) твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом (sky).

"Твердь", которую Бог назвал небом, и которая, по словам некоего Элиу, "тверда, как литое зеркало" (Книга Иова, 37:18) следует считать хрустальным куполом над землей, поверх которого Всевышний создал запасы воды для дождя. Эти запасы Он использовал, в частности, для организации Потопа: "разверзлись все источники великой бездны, и окна (floodgates - шлюзные ворота) небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей". Правда, концепция твердого купола немного противоречит Книге пророка Исаии (40:22). Прославляя Всевышнего, пророк говорит: "Он есть Тот, Который восседает над кругом земли (above the circle of the earth), и живущие на ней - как саранча пред Ним. Он распростер небеса (вернее, распростерает - настоящее время: He stretches out), как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья".

Однако и высказывание пророка, и основной текст Бытия одинаково лишаются смысла, когда нынешние издатели Библии заменяют слово "твердь" или "ткань" на слово "пространство" (expanse). Такая замена делается, чтобы скрыть примитивные представления автора Библии о мире. Пространство не может отделять воду, которая над пространством, от воды, которая под пространством. И пространство нельзя раскинуть в качестве шатра для жилья.

Истинный текст Библии выдает представление автора Библии о строении и форме земли: она, по его мнению, круглая и плоская, а не шарообразная; ведь только над кругом можно раскинуть шатер. В отношении шара неприменимы предлоги "над" и "под". Представление об атиподах и бессмысленность понятий "верх" и "низ", когда речь идет о мироздании в целом, чужды автору Библии.

С концепцией плоской земли, прикрытой куполом, согласуется высказывание Иова (26:11): "Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его" (по представлениям древних евреев, небесная твердь опиралась на столбы), а также соседнее широко цитируемое высказывание (26:7): "Он распростер север2 над пустотою (over empty space), повесил землю ни над чем (over nothing)". Использованный, как обычно, предлог "над" (over) свидетельствует просто о том, что Всевышний, согласно Иову, сам непосредственно поддерживает землю вместе с опирающимся на нее небом, не давая ей падать вниз. Он обходится без помощи слонов, черепахи и океана для поддержания земли.

Перейдем теперь к проблеме света.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один [сейчас говорят - одни сутки].

Обратите внимание, Бог сотворил свет в первый день, а источники света на четвертый:

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

Видимо, автор Библии не понимал, что источником дневного света является солнце. В то же время день и ночь нужны ему были с самого начала для распределения работы Всевышнего. Мнение автора Библии хорошо высказано Козьмой Прутковым: "Если у тебя спрошено будет, что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц - ночью".

Верующие ученые высказывают мысль, что божественный свет - это реликтовое излучение, за открытие которого с помощью радиотелескопа в 1965 году Пензиас и Вильсон получили Нобелевскую премию. Однако для такого вывода нет оснований. Свет из стихов 3 и 5 - это дневной свет. А реликтовое излучение отделилось от вещества расширяющейся Вселенной через 10 лет после Первородного взрыва и при температуре 4000К.

Не понимая роли источников света, автор считал, что растениям нужен свет, а не солнце. Ведь действительно, растения растут и в тени, там, куда солнце не заглядывает! Поэтому после создания света в первый день, неба во второй день, Бог на третий день создал сушу (dry ground, land) и сразу же, до создания светил, сотворил растения из земли. Несколько позже, по слову Божию, вода произвела пресмыкающихся и рыб больших, а земля произвела зверей. В конце "сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину", чтобы владычествовали они над всею землею. Но в Библии так ничего и не сказано о сотворении "инфузорий", которых Антони Левенгук обнаружил с помощью своих луп в 17 веке.

9. Гипотеза о Творце

Мы рассмотрим здесь гипотезу Бога, как ее назвал Лаплас3, или, более узко, гипотезу Творца Вселенной. Эту гипотезу противопоставляют научной стандартной космологической теории. Согласно гипотезе Творца, кроме громадной и сложной материальной Вселенной, которая все же несколько знакома нам, существует еще добавляемая к ней запредельно сложная конструкция, заведомо превышающая интеллектуальные возможности человека, которая называется Бог. Запредельная сложность Бога состоит в том, что он пребывает вне времени и пространства, а так же в том, что он "вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Он все содержит в своей власти и всем управляет". Таким образом, Бог, не принадлежа к Вселенной, содержит ее информационную копию так же, как столяр содержит информационную копию изготовляемого им стула. По причине запредельной сложности, а также в силу вечного существования Бога, проблема создания его самого и входящей в него копии Вселенной, как и вообще проблема существования вне времени и пространства, не рассматривается.

Недостатком гипотезы Творца, на мой взгляд, является отсутствие логики. Если человек не понимает, как происходил Первородный взрыв, как сжатие предшествующей вселенной может перейти в расширение последующей, не понимает, как в сингулярном состоянии может произойти создание пространства и времени, то ему не следует делать вывод, что все это является невозможным. Использование Бога, этой колоссальной конструкции, которая, в частности, навечно заключает в себе полную копию Вселенной вместе со всеми "невозможными" процессами бесконечно усугубляет непонимание, ибо загадку возникновения Вселенной заменяет проблемой возникновения Творца. Удвоение Вселенной, существование информационной копии нашего мира, содержащей и прошлое, и будущее, представляются неудовлетворительными.

Мы знаем, как Вселенная самостоятельно развивается по своим законам, начиная со времени 10-43 сек после Первородного взрыва, и нам известны эти законы. Нам не известно, как обстоят дела в окрестности Первородного взрыва. Но из этого нельзя делать вывод о том, что существует Некто, знающий эти дела и управляющий ими. Мы, несовершенные двуногие, не знаем, как происходил Первородный взрыв. Но непонятно, почему это наше незнание должно мешать Вселенной самостоятельно развиваться по своим законам до момента времени 10-43 сек, так же, как она делает это после момента 10-43 сек.

Идея Творца Вселенной на самом деле порождает дурную бесконечность. Если признается, что для создания Вселенной нужен Творец, то логично заключить, что существует и Супертворец Творца, и далее Суперсупертворец.

В то же время имеются очевидные достоинства гипотезы Творца. Они носят, правда, чисто психотерапевтический характер. Дело в том, что Вселенная во многом знакома нам. Поэтому проблема ее возникновения представляет вызов нашему интеллекту и грозит комплексом неполноценности в случае неудачи с ответом. Между тем Бог, в силу своей запредельной сложности, благополучно игнорируется нашим исследовательским аппаратом. Наши ум и совесть успокаиваются, когда грандиозные проблемы возникновения и устройства Вселенной прячутся внутрь Бога, как сор под ковер. Бог выступает как спаситель от проблем, находящихся на грани или за гранью наших интеллектуальных возможностей. Бог есть наш спаситель от интеллектуальных перегрузок. Человеку свойственно либо удовлетворять свою любознательность, решая проблему, либо усложнять проблему, переводя ее в разряд запредельно сложных проблем, и успокаиваться на этом.

Однако меня привлекает другое мнение. Согласно этому мнению, уникальность той невероятной естественной ситуации, свидетелями и следствием которой мы являемся, согласно атеистическим гипотезам, должна восхищать человечество в гораздо большей степени, чем идея Бога, который "построил к нашему приходу леса и горы и зажег для нас солнце" [6] . Перед лицом этой уникальности люди должны испытывать чувство ответственности за феномен жизни в гораздо большей степени, чем перед лицом Бога, который, возможно, рассуждает о нас, как персонаж известного анекдота о своих детях: "То ли этих помыть, то ли новых наделать".


1 Для уточнения смысла слов иногда приводятся их английские эквиваленты из издания The NIV Study Bible. - Michigan: Zondervan, 1985.- 1950c.
2 Здесь это слово заменяет выражение "шатер небес" (ср. Исаия 14:13)
3 "Мой император, это гипотеза мне не понадобилась", - заявил Лаплас Наполеону о Боге.
 
Предыдущая страница Первая страница Следующая страница Последняя страница Сохранить статью в формате Word Версия для печати Предыдущая страница Следующая страница Вверх