2011. Т. . № 44

Методы и средства обучения

Панарин С. И.

В рамках модернизации страны одной из ключевых отраслей является аэрокосмическая. В свою очередь, в аэрокосмической отрасли одной из главных задач является подготовка высокопрофессиональных кадров с высоким уровнем математической подготовки. В процессе обучения студентов аэрокосмических специальностей важное значение имеет стимулирование положительной мотивации студентов, которое можно обеспечить с помощью специализированного рейтинга обучения. В данной работе рассматривается построение такого рейтинга и алгоритм его вычисления для повышения эффективности обучения на примере системы дистанционного обучения (СДО) по математическим дисциплинам.

Ключевые слова: обучение по аэрокосмическим специальностям, системы дистанционного обучения, модель Раша, метод максимального правдоподобия, рекуррентный алгоритм, метод Ньютона

Математика. Физика. Механика

Маркина Н. Л.

В работе описан метод расчета вязких течений, учитывающий кавитационные эффекты. Для решения системы уравнений Навье-Стокса использован модифицированный метод PISO. Проведены тестовые расчеты течения жидкости через двумерный тракт переменного сечения.

Ключевые слова: кавитация; двухфазное течение; PISO; уравнения Навье-Стокса; численное моделирование.

Лебедев Р. В., Лившиц С. А.

В работе проведено исследование ламинарного режима течения нелинейно-вязкой жидкости в бесконечном щелевом канале с учетом действия диссипативного и химического источников тепловыделения при граничных условиях первого и третьего рода. Бифуркационный анализ уравнения энергии произведен при помощи метода основанного на разложении искомых функций в ряды Тейлора

Ключевые слова: теплообмен; аналитическое решение; уравнения движения и сохранения энергии; реологические сложные среды; тепловой взрыв; характеристическое уравнение; бифуркация.

Котельников В. А., Котельников М. В., Мальцев-Горский Д. А.

Сформулирована математическая и численная модели процессов переноса электрического заряда вблизи цилиндрического зонда в поперечном потоке плотной плазмы при наличии осевого магнитного поля. Обнаружена нелинейность в поведении средней плотности электронного тока в зависимости от параметра Холла. В ограниченном интервале изменения числа Рейнольдса кривые проходят через максимум, который, который сохраняется при изменении безразмерного радиуса зонда, его потенциала из отношения температур ионов и электронов. Дано физическое объяснение обнаруженному нелинейному эффекту. Ключевые слова: процессы переноса, уравнение эйлера, уравнение пуассона, метод крупных частиц, магнитное поле, плотная слабоионизованная плазма, параметр холла.

Ключевые слова: процессы переноса, уравнение эйлера, уравнение пуассона, метод крупных частиц, магнитное поле, плотная слабоионизованная плазма, параметр холла.

Авиационная техника и технология

Смагин Д. И., Пугачев Ю. Н., Долгов О. С.

Для улучшения и рационализации проведения испытаний бортовых гидравлических систем воздушных судов проведен анализ и оценка современных методов испытаний, а так же представлена разработка модуля для компоновки и сборки стенда комплексных испытаний рулевых электрогидравлических приводов (ЭГРП) сложных транспортных средств и систем их управления (на пример системы управления летательных аппаратов).

Ключевые слова: Испытании; экспериментальная отработка; компьютерное моделировании; полунатурное моделирование; гидравлические привода.

Чубарев И. В., Леонов В. А.

Эта работа посвящена разработке нелинейного регулятора для высокоскоростного (сверхзвукового) летательного аппарата с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Для построения регулятора используется второй (прямой) метод теории устойчивости А.М. Ляпунова.

Ключевые слова: высокоскоростной летательный аппарат; прямоточный воздушно-реактивный двигатель; продольное движение; система управления; регулятор; второй метод Ляпунова; робастность; адаптивность.

Егорова Е. Ю., Левитин И. М., Овчаренко Ш. М.

В статье рассмотрена идентификация аэродинамических характеристик углового движения маневренного самолета во временной области в продольном канале, по записи параметров движения при выполнении маневров в продольной плоскости. Применяется алгоритм адаптивной идентификации, который дает возможность оценить составляющие коэффициента момента тангажа. В качестве начальных приближений составляющих момента тангажа выбираются их значения из банка аэродинамических характеристик, полученные по результатам трубных испытаний.

Ключевые слова: идентификация аэродинамических характеристик; оценка; адаптивная идентификация.

Пономарев П. А.

В статье приведены основные отличительные особенности нового поколения мобильных привязных аэростатных комплексов, дано описание их структуры и рассмотрен обобщенный алгоритм проектирования.

Ключевые слова: привязной аэростат; мобильный привязной аэростатный комплекс; методика проектирования; удерживающее аэростатное устройство; канат-кабель; система электроснабжения; ходовые базы; полезная нагрузка.

Дудченко А. А., Канчая Рохас Р. А.

Излагается методика выбора оптимальной формы поперечного сечения отсека фюзеляжа, выполненного из композиционного материала, обеспечивающая минимум массы оболочки. Определяется полезный объем отсека в зависимости от коммерческой нагрузки, рассматриваются варианты поперечных сечений и, в зависимости от их восприятия внешних нагрузок, анализируется НДС конструкции из композиционных материалов, для нахождения максимальнойзоны нагружения. Определяется необходимая толщина оболочки,используя условия равнопрочности.

Ключевые слова: форма поперечного сечения; отсек фюзеляжа; весовая эффективность; композиционный материал; определение структуры; толщина оболочки; плотность компоновки.

Долгов О. С.

В данной работе рассмотрены тенденции изменения моментно-инерционного облика перспективных типов летательных аппаратов на этапах формирования структурной схемы самолета. Произведен анализ изменения значений осевых моментов инерции в зависимости от выработки топлива (Jx) и изменения массы коммерческой нагрузки (Jz), на основе полученных данных выполнен комплексный анализ влияния параметров моментно-инерционной компоновки на облик самолета.

Ключевые слова: моменты инерции, компоновка, структурная схема, коммерческая нагрузка, топливо.

Долгов О. С., Куприков Н. М., Лякишев М. А.

В данной работе рассмотрен вопрос разработки алгоритмов автоматизации формирования моментно-инерционного облика перспективных типов летательных аппаратов на ранних этапах проектирования, с последующим созданием на основе данных алгоритмов специализированного программного комплекса. Разработка алгоритмов базируется на созданных моментно-инерционных моделях, позволяющих определить моментно-инерционные характеристики на ранних этапах проектирования с достаточной точностью.

Ключевые слова: моменты инерции, компоновка, программный комплекс, моментно-инерционные модели, алгоритм, автоматизация.

Видов К. С., Гусев Д. И.

Предметом исследования является программно-алгоритмическое обеспечение режима группового самолетовождения, базирующееся на комплексе моделирования и виртуального прототипирования бортового оборудования. Разработана информационная модель определения взаимных координат и математическая модель формирования параметров автоматического управления при выдерживании заданного местоположения.

Ключевые слова: комплекс моделирования; комплекс бортового оборудования; групповое самолетовождение, определение взаимных координат.

Гусев Д. И.

разработаны методические указания по проведению испытаний радиотехнической системы определения взаимных координат для определения ее точностных характеристик и ограничений накладываемых ею на маневрирование самолетов при полете строем. Результаты проведения испытаний будут использованы при разработке алгоритмов режима группового самолетовождения.

Ключевые слова: определение взаимных координат; радиотехническая система; групповое самолетовождение; полет в строю; летные испытания, наземные испытания, методические указания.

Космическая техника и технология

Котельников В. А., Котельников М. В., Морозов А. В.

Разработана математическая и численная модель зондовой задачи в возмущенной зоне спутника. Начальные и граничные условия для зондовой задачи получены из предварительных расчетов параметров возмущенной зоны спутника, обтекаемого потоком бесстолкновительной плазмы. Исследовано влияние формы функций распределения и других особенностей области расположения зонда на результаты обработки зондовых экспериментов. Установлено, что погрешность, связанная с пренебрежением этими особенностями, может приводить к ошибкам обработки зондовых экспериментов 50% и более. Ключевые слова: Разреженная плазма; зондовые измерения; спутник Земли, возмущенная зона в окрестности спутника, фоновая плазма; цилиндрический зонд, теория Ленгмюра, функция распределения ионов по скоростям, Максвелловская функция распределения

Ключевые слова: Разреженная плазма; зондовые измерения; спутник Земли, возмущенная зона в окрестности спутника, фоновая плазма; цилиндрический зонд, теория Ленгмюра, функция распределения ионов по скоростям, Максвелловская функция распределения

Аэрокосмическое двигателестроение

Быков Л. В.

Работа посвящена расчету газодинамических параметров течения высокотемпературного газа в сверхзвуковом сопле и расчету теплообмена в различных сечениях камеры сгорания и сопла модельного ракетного двигателя. Расчет проводился с использованием программного комплекса ANSYS CFX. Для проверки методики проведено сопоставление результатов расчета с имеющимися экспериментальными данными.

Ключевые слова: конвективный теплообмен; сверхзвуковые турбулентные течения; жидкостные ракетные двигатели; коэффициент теплоотдачи; тепловая защита.

Яхненко М. С.

Рассмотрена возможность использования результатов тензометрирования трубопровода самолёта для проектирования и доработок конструкции летательных аппаратов с учётом её вибронагружения

Ключевые слова: гидросистема; тензометрирование; Фурье анализ

Машиноведение. Машиностроение

Легаев В. П., Генералов Л. К., Мойсеянчик М. И.

Проведены исследования привода подъема стрелы манипулятора с использованием корректирующей модели в системе автоматического управления, повышающей точность движения. Установлено положительное влияние корректирующей модели, позволившей не только исключить влияние переменных параметров винтового подъемного механизма на точность движения, но ив целом повысить динамические показатели качества привода.

Ключевые слова: Манипулятор, привод, винтовой механизм, точность, движение, коррекция, стабилизация.

Генералов Л. К.

Рассмотрен метод повышения точности токарной обработки на станках с ЧПУ основанный на использовании упреждающих сигналов, получаемых путем моделирования системы автоматического управления. Упреждающий сигнал позволяет поддерживать ток в якорной цепи двигателяпостоянной величины при изменении нагрузки на привод, что достигается регулированием глубины резания в процессе обработки. В результате упругие деформациидетали стабилизируются и точность обработки повышается.

Ключевые слова: точность; упреждение; модель; обработка; токарная; податливость; коррекция; усилие; ток; двигатель

Легаев В. П., Генералов Л. К.

Разработана математическая модельсистемы автоматического управления приводом поперечной подачи металлорежущего станка, обеспечивающая повышенную точность обработки деталей. Результат достигается введением дополнительного корректирующего сигнала в систему управления приводом, устраняющего погрешность, обусловленную эксцентриситетом шпинделя. Погрешность эксцентриситета функционально связана с усилием резания и по его изменению, с помощью модели, формируется корректирующий сигнал, повышающий точность обработки.

Ключевые слова: Станок; шпиндель; эксцентриситет; обработка; деталь; точность; модель; стабилизация.

Системы управления

Синявская Ю. А., Корнилов В. А.

Рассматривается методика системного проектирования контура управления беспилотного летательного аппарата (автопилота) с электрическим рулевым приводом в качестве подсистемы. Задача проектирования формулируется как оптимизационная задача с критериями качества, определяемыми в терминах и интересах контура управления в целом. Решение поставленной задачи производится методами иерархической оптимизации в виде многоуровневого итерационного процесса, позволяющего решить задачу декомпозиции системы управления и определить обликовые характеристики ее подсистем в структурно – параметрическом виде, которые в дальнейшем могут использоваться как функциональные ограничения при проектировании подсистем.

Ключевые слова: системный подход; декомпозиция; контур управления; подсистемы; иерархическая оптимизация; обликовые характеристики; автопилот; электропривод.

Лебедев Г. Н., Ву С. Д.

Рассматривается задача обучения простым и сложным навыкам при формировании плана обучения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Показана возможность автоматизация обучения в компьютерном классе

Ключевые слова: Компьютерные системы; математические модели; индивидуальное обучение; параметрическая оптимизация

Приборостроение

Федоров А. В.

Рассматривается решение задачи калибровки авиационного гравиметра в процессе съемок. Предлагается алгоритм калибровки гравиметра с помощью методов кратномасштабного анализа (КМА) на основе вейвлет-разложения. Приводятся численные результаты.

Ключевые слова: гравиметрия; аномалия силы тяжести; кратномасштабный анализ; вейвлет-преобразование

Радиотехника. Электроника. Телекоммуникационные системы

Артемьев В. Ю., Воронцов В. Л.

Представлены результаты анализа целесообразности и возможностей гармонизации целей усовершенствования бортовых радиотелеметрических систем и программно-технических средств телеметрических комплексов космодромов в процессе их развития, развития предприятия ракетно-космической отрасли и развития процесса стандартизации отечественной телеметрии, относящейся к ракетно-космической и ракетной технике. Значительное внимание уделено научно-методическим аспектам стандартизации.

Ключевые слова: эффективность; стандартизация; ракетно-космическая и ракетная техника; телемет-рия; бортовая радиотелеметрическая система; программно-технические средства; телеметри-ческий комплекс космодрома.

Материаловедение

Битюков Ю. И., Денискин Ю. И., Мирошниченко П. В.

Статья посвящена развитию геометрической модели в рамках одного из важнейших методов получения изделий из композиционных материалов – намотки непрерывными волокнами в направлении действия силы и родственного ему процесса автоматизированной выкладки. В статье описываются единообразный способ задания поверхностей зависимых сечений с криволинейной образующей и способ твердотельного моделирования оболочки, получаемой методами намотки или выкладки.

Ключевые слова: сплайн, нормализованный сплайн, геометрическое моделирование, аппроксимация, твердотельное моделирование

Экономика и менеджмент

Соболев Л. Б.

Одной из главных причин затянувшегося «переходного периода» в реформировании российской экономики (и авиационной отрасли в частности) является слабость менеджмента, отсутствие единообразия в подходах к управлению и организации производства, которые характерны для западного стиля управления. Следует сформировать национальный стиль менеджмента на опыте работы в рыночных условиях успешных предприятий и закрепить его в нормативно-правовых актах и этике поведения российского менеджмента.

Ключевые слова: авиационный менеджмент, кризис, потенциал, кадровый, научно-технический, производственный, частно-государственное партнерство.

Прохорова Е. П., Ловчинская М. В., Куриленко А. Н.

В статье рассмотрены вопросы оценки эффекта реализации коммерческих услуг космической деятельности. Имеющийся механизм и научно-методический аппарат экономических расчетов в области космической деятельности не в полной мере адекватен сложности и совершенству создаваемых космических систем. Создание принципиально новой космической системы требует учета синергического эффекта. Он рассматривается как эффект взаимодействия элементов единой космической системы, который характерен для программ, поскольку они предполагают тесное взаимодействие всех ее фрагментов. Синергический эффект космической системы является частью общего социально-экономического эффекта системы.

Ключевые слова: коммерческая космическая деятельность; экономический эффект; синергический эффект; коммерческий потенциал.

Рузаков М. А., Каченовская С. Г., Шашков А. Н.

В статье представлен методический подход к формированию механизма финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий – разработчиков и производителей авиационной техники и ее основных компонентов в современных финансовых условиях.

Ключевые слова: авиационная промышленность; инновационно-инвестиционные процессы; источники методы финансирования.

Любимцева С. В., Нагапетян П. И.

Одним из последствий перевода авиационной промышленности и гражданской авиации на рыночные «рельсы», происходившем на фоне фактической децентрализации управления, отсутствии активной и комплексной поддержки отрасли государством, явилось значительное снижение загрузки производственных мощностей. Это ведет к неизбежной потере технологического, кадрового и инновационного потенциала. Сложное положение возникло в ряде смежных отраслей, например, в производстве конструкционных материалов. Восстановление конкурентоспособности отрасли в условиях глобальной экономики обуславливает необходимость активной инновационной трансформации и оптимизации параметров инновационного цикла на предприятиях. Решение данной проблемы требует анализа общих закономерностей инновационной деятельности и учета специфики отрасли. В статье рассматривается инновационный цикл, статические пропорции инноваций разного уровня, позволяющие решать вопросы эффективного управления отраслью.

Ключевые слова: базовые и улучшающие инновации, интенсивность и эффективность инновационного развития, инновационный цикл, статические пропорции, уровень инновации, степень инновационной ориентации экономики, баланс инноваций разных уровней.

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2017

Вход