2011. № 48

Математика. Физика. Механика

Моисеев К. А., Панов Ю. Н.

В статье используется комбинационный метод исследования динамического поведения анизотропной цилиндрической оболочки, подкреплённой нерегулярным набором кольцевых шпангоутов, который позволяет получить аналитическое решение для системы дифференциальных уравнений в частных производных.

Ключевые слова: Тонкая круговая анизотропная цилиндрическая оболочка, избыточное давление, постоянное ускорение, средняя скорость, собственные формы колебаний, коэффициент динамичности.

Медведский А. Л., Тарлаковский Д. В.

В работе рассмотрен произвольный этап взаимодействия абсолютно твердого ударника и упругого изотропного однородного полупространства в рамках плоской задачи теории упругости. Нестационарная контактная задача сведена к системе функциональных уравнений (СФУ), содержащей кратное сингулярное интегральное уравнение типа Вольтерра I рода, ядром которого являются поверхностные функции влияния для упругой полуплоскости. Для решения СФУ используется метод сеток для пространственно-временной области контакта [1, 2], модифицированный для многосвязных областей контакта и сплайн-параметризации направляющей ударника. Приведены примеры решения контактных задач для эллиптического ударника с начальными несовершенствами. Рассмотренный подход используется в задачах динамики приземления спускаемых космических аппаратов на скальные грунты.

Ключевые слова: нестационарные контактные задачи; упругая полуплоскость; абсолютно твердое тело; многосвязная область контакта; пространственно-временная область контакта; эллиптический ударник; В-сплайн; контактные напряжения

Авиационная техника и технология

Лебедев Г. Н., Мирзоян Л. А., Ефимов А. В.

Рассматривается задача оптимального наблюдения беспилотным летательным аппаратом (БЛА) трассы и наземных точечных объектов. Найдены оптимальные условия перелета БЛА с трассы на соседний точечный объект для наблюдения. Полученные условия позволяют планировать полет БЛА при комбинированном контроле как протяженных трасс, так и группы одиночных точечных наземных объектов.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат; маршрутизация полета; контроль трассы; наблюдение точечных объектов

Бодрышев А. В., Куприков М. Ю.

Метод оценки очередности компоновки объектов с учетом обеспечения требований по параметрам ремонотпригодности в пассажирских отсеках магистральных самолетов

Ключевые слова: компоновка, коэффициент корреляции, достоверность результатов, коэффициентом желательности Харрингтона

Аэрокосмическое двигателестроение

Мирзоян А. А.

В работе оптимизировались такие параметры управления взлетной тягой как степень, высота начала и темп дросселирования тяги, площадь критического сечения сопла. Показано, что такая оптимизация в условиях заданных требований потенциального рынка сверхзвуковых административных самолетов может значительно повысить реализуемость проекта, выявить эффективные пути удовлетворения жестких технических и экологических ограничений. Для максимального увеличения эффективности управления взлетной дополнительно рассмотрена оптимизация основных проектных параметров двигателя и самолета, таких как степень двухконтурности, суммарная степень повышения давления, температура газа на входе в турбину на взлете и др.

Ключевые слова: сверхзвуковой административный самолет; дросселирование; шум струи; тра-ектория полета; летно-технические характеристики самолета

Говорков А. С.

Исследование относится к области автоматизации технологической подготовки сборочного производства в самолетостроении. Предложен алгоритм формирования выбора технологических операций при сборке узла планера самолета на основе использования образа изделия.Описание объектов производственной среды и их взаимосвязи выполнено в виде теоретико-множественной модели.

Ключевые слова: сборка;проектирование; технологический процесс;образ изделия; база знаний

Системы управления

Обносов Б. В., Очковский А. А.

В работе описывается методика попарного сравнения систем наведения управляемых авиационных бомб (УАБ). В качестве показателей эффективности были использованы критерии, характеризующие полезный эффект от применения УАБ, и отражающие возможность круглосуточного и всепогодного применения. Учет основных критериев эффективности позволяет адекватно охарактеризовать качество системы наведения УАБ в иерархической структуре комплекса авиационного вооружения (КАВ) и сформировать приоритетный ряд альтернативных систем наведения (СН).

Ключевые слова: управляемая авиационная бомба; комплекс авиационного вооружения; система наведения; критерий эффективности; метод анализа иерархий

Сыпало К. И., Кузнецов М. Н.

В настоящей статье рассматривается алгоритм самонаведения аэробаллистического высокоскоростного беспилотного летательного аппарата (АВБЛА) на терминальном участке полета в атмосфере. Описанный алгоритм является решением задачи нелинейного оптимального управления для рассматриваемого объекта и обеспечивает реализацию пространственных попадающих траекторий, приводящих АВБЛА в заданную область пространства с требуемой точностью и с требуемыми условиями подхода к этой области. Суть алгоритма заключается в численном определении управляющих воздействий вариационными методами при учете ограничений на точность выведения АВБЛА в терминальную область по плановым координатам, по условиям подхода, суммарному расходу управления, терминальную скорость и на разрешение системы наблюдения (МСН).

Ключевые слова: аэробаллистический высокоскоростной беспилотный летательный аппарат; высокоточное самонаведение; обновляемая попадающая траектория; критерий Больца;

Сыпало К. И., Кузнецов М. Н.

Предложен алгоритм рационального самонаведения аэробаллистического высокоскоростного беспилотного летательного аппарата (АВБЛА) на терминальном участке полёта в атмосфере. Данный алгоритм обеспечивает наведение в заданную область пространства с требуемой точностью и условиями подхода к этой области при неопределенности аэродинамических характеристик летательного аппарата и воздействии широкого спектра неконтролируемых факторов. Алгоритм заключается в формировании на борту летательного аппарата обновляемой попадающей траектории по данным многоспектральной системы наблюдения. Приведены результаты моделирования процесса терминального наведения АВБЛА в различных условиях, подтверждающие возможность достижения высокой терминальной точности и слабую чувствительность алгоритма к воздействию неконтролируемых факторов.

Ключевые слова: аэробаллистический высокоскоростной беспилотный летательный аппарат, высокоточное самонаведение; рациональная обновляемая попадающая траектория; многоканальная система наблюдения; кривые Безье; сплайн

Системы навигации

Востриков О. В.

Статья посвящена обоснованию облика навигационной системы малого ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА) средней продолжительности полета, относящегося к классу дистанционно управляемых авиационных систем и предназначенному для уничтожения наземных малоразмерных целей. Рассматриваются задачи, решаемые БЛА, методы навигации и навигационные системы, способные обеспечить решение, возложенных на систему задач. Исходя из анализа возможностей, достоинств и недостатков современных навигационных систем делается вывод о том, что для реализации всех требований, предъявляемых к БЛА, он должен быть оснащен комбинированной системой навигации, реализующей принципы комплексной обработки информации.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, облик, навигационная система, комбинированная систе-ма, комплексирование, полуавтоматическая система, оператор, помехозащищенность.

Приборостроение

Жужукин А. И.

Разработан компактный спекл – интерферометр, не требующий сложной юстировки и позволяющий исследовать вибрационные характеристики объектов без использования интерферометрического стола. Приведены спекл - интерферограммы форм колебаний лопатки 7 ступени компрессора, полученные по схеме с гладкой опорной волной и с помощью разработанной схемы. Подтверждена идентичность полученных результатов. Проведены исследования вибрационных характеристик колеса компрессора и соплового аппарата во внестендовых условиях.

Ключевые слова: формы колебаний; спекл – интерферометрия; лазерные спеклы; голографическая интерферометрия.

Радиотехника. Электроника. Телекоммуникационные системы

Агеев И. М., Рыбин Ю. М., Бубнова М. Д.

Разработано многоканальное аппаратно-программное устройство, обеспечивающее сбор и обработку данных с высоким качеством, в котором используется стандартная звуковая карта компьютера в качестве платы сбора данных.

Ключевые слова: сбор данных; многоканальный; звуковая карта; АЦП; обработка сигнала

Экономика и менеджмент

Дякин К. М.

Статья описывает возможности применения модели экспертных знаний, представленной в виде деревьев решений, для формирования сценарных параметров имитационной модели на примере формирования Инвестиционной программы предприятия.

Ключевые слова: Интеллектуальный анализ данных; деревья решений; системная динамика; информационно-аналитические системы; инвестиционная программа.

Рузаков М. А., Кругляева Е. А., Маленкова Н. М.

В статье рассмотрены задачи необходимые для разработки методов автоматизации организации опытного производства при изготовлении систем управления летательным аппаратом с использованием современных информационных систем. Рассматривается внедрение новых методов информационной поддержки опытного производства оборонной продукции авиационного приборостроения, как фактора повышения эффективности организации производства.

Ключевые слова: авиационное приборостроение; информационные системы; авиастроительное производство, промышленность

Ульяшин В. Ю.

В статье рассмотрены основные факторы и их составляющие, которые оказывают существенное влияющие на развитие гражданской авиационной техники в мире. Рассмотрены новые технологии, которые могут быть применены при производстве гражданских самолетов. Представлен анализ различных типов производственных структур, производящих авиационную технику. Рассмотрены основные направления развития российской авиационной промышленности с точки зрения повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Ключевые слова: авиационная промышленность; авиационная техника; технологии; конкурентоспособность; эффективность

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2017

Вход