2012. № 55

Авиационная техника и технология

Жеребин А. М., Кропова В. В., Русак М. А.

Излагаются основные положения предлагаемого подхода к оценке рисков реализации программ создания авиационной техники; обосновывается концепция среды сетевого моделирования как информационно-программного инструментария поддержки и сопровождения исследований по оценке рисков и принятия решений по управлению рисками; приводятся результаты модельных экспериментов с использованием разработанной и программно-реализованной пилотной версии комплекса оценки и оптимизации временных и стоимостных параметров сетевой модели проекта создания образца авиационной техники.

Ключевые слова: программы и планы создания авиационной техники, риски, оценка эффективности, жизненный цикл, показатели риска, факторы риска, сетевое моделирование, модельный эксперимент.

Ефремов А. В., Коровин А. А.

В работе рассмотрены основные критерии оценивания пилотажных характеристик высокоавтоматизированных самолетов и явления раскачки самолета летчиком PIO. Проведен анализ баз данных динамических конфигураций HAVE PIO, LAHOS, NEAL SMITH и предложено правило предварительного отбора конфигураций для уточнения границ уровней, нормируемых критериями. Приведено сравнение прогностических возможностей критериев.

Ключевые слова: критерий, пилотажные характеристики, раскачка самолета летчиком, прогностические возможности, база данных, динамическая конфигурация, высокоавтоматизированный самолет.

Жеребин А. М., Кропова В. В.

Рассматриваются основные направления деятельности по управлению развитием авиационной техники. Обсуждается согласованная и взаимоувязанная система критериев принятия стратегических и тактических решений, соответствующая идеологии программно-целевого подхода. Предлагается подход преодоления неопределенности основных действующих факторов.

Ключевые слова: функциональная система, принятие решения, критерий управления развитием, критерий целераспределения, неопределенность действующих факторов, фактор субъективности, крайняя точка, компромиссное решение.

Жеребин А. М., Кропова В. В.

Предлагается подход к оценке реализуемости программ и планов развития авиационной техники на основе моделирования научно-производственной базы создания авиационной техники, анализа эффективности и устойчивости ее функционирования.

Ключевые слова: устойчивость; безопасность; предельное состояние; индикатор; критерий рационального выбора; дестабилизирующее воздействие; стабильное развитие; межотраслевой баланс; производственная функция;

Головкин М. А., Кочиш С. И., Крицкий Б. С.

В рамках вихревой теории рассматривается методика расчёта нестационарных аэродинамических характеристик несущей системы «центральное тело - лопасти» преобразуемого летательного аппарата. Дается сопоставление результатов расчета с данными экспериментов и расчетами по другим методикам. Приводятся примеры расчётов

Ключевые слова: винтокрылый летательный аппарат, несущая система, центральное тело, лопасти, аэродинамические характеристики

Головкин М. А.

С использованием векторных соотношений в приближении гипотезы плоских сечений найдены аналитические выражения для определения вращательных производных от моментов крена и рысканья крыла по полной угловой скорости и ее компонентам. Полученные соотношения могут быть использованы для оценки указанных производных крыла достаточно большого удлинения в любом диапазоне углов атаки, если известно распределение коэффициентов нормальной и продольной силы, их производных по углу атаки в его сечениях и индуктивных скосов вдоль размаха. Представлены выражения для частных случаев крыльев: стреловидных, с постоянной хордой, с линейным законом изменения нормальной и продольной сил по углу атаки, с эллиптическим законом распределения нагрузки вдоль размаха.

Ключевые слова: крыло; моменты крена и рыскания; вращательные производные; компоненты угловой скорости.

Рыжов Ю. А., Никитченко Ю. А., Парамонов И. В.

Рассмотрено влияние коэффициента объемной вязкости на распределение нормального напряжения в области острой кромки. Решалась задача об обтекании бесконечно тонкой пластины потоком воздуха ( , , ). Показано, что при числах Маха и значении коэффициента объемной вязкости распределение нормального напряжения описывается гладкими кривыми. При больших числах Маха получаемые результаты физически неадекватны при любых значениях .

Ключевые слова: гиперзвуковой поток; острая кромка; модель Навь-Стокса-Фурье; объемная вязкость.

Тищенко М. Н., Артамонов Б. Л.

На основе энергетического подхода анализируются различные пути повышения крей-серской скорости полета винтокрылых летательных аппаратов различных схем. Используя понятия аэродинамического качества и пропульсивного коэффициента летательного аппара-та показано, что наиболее перспективной по данным критериям является схема конвертоплана - преобразуемого летательного аппарата с поворотными винтами.

Ключевые слова: винтокрылый летательный вертикально взлета и посадки, схемные решения, максимальная и крейсерская скорости полета

Ендогур А. И.

Изложен вид закона, учитывающего влияния суммы несовершенств элементов конструкции или условий эксплуатации сложных изделий на сходимость теоретических и практических характеристик прочности или ресурса конструкции. Приведены примеры, показывающие возможность использования этого закона при испытаниях конструкций, а также при эксплуатации космической или автомобильной техники.

Ключевые слова: конструкция; работоспособность; технология; несовершенство; закон

Тищенко М. Н., Артамонов Б. Л.

Рассматривается принципиальная возможность создания перспективного тяжелого транспортного вертолета одновинтовой схемы с рулевым винтом. На примере требований, в свое время объявленных в американской программе JTR к летно-техническим характеристи-кам перспективного аппарата, анализируется техническая возможность их выполнения путем глубокой модификации в настоящее время самого грузоподъемного отечественного вертолета Ми-26.

Ключевые слова: винтокрылый летательный аппарат, летно-технические характеристики, полезная нагрузка, дальность полета, вертолет Ми-26, направления модернизации, аэродинамическое качество, пропульсивный коэффициент

Лисейцев Н. К., Самойловский А. А.

В работе рассмотрены основные особенности и принципы функционирования самолетов, использующих солнечную энергию для полета. Освещены проблемы осуществления длительных полетов. Проведен анализ перспектив развития самолетов, использующих солнечную энергию для полета.

Ключевые слова: самолет на солнечной энергии; фотоэлектрические преобразователи; длительный полет;

Космическая техника и технология

Хрусталёв М. М., Халина А. С.

Рассматривается задача стабилизации ориентации спутника с гибким элементом (стержнем) на круговой орбите. С использованием принципа разделения движения на медленное квазистатическое и быстрое колебательное получена система обыкновенных дифференциальных уравнений, описывающая управляемое движение спутника с гибким стержнем. Построенная в работе модель была применена к исследованию стабилизации углового положения спутника относительно местной вертикали. Установлено, что простой линейный регулятор, используемый для стабилизации ориентации жестких спутников, обеспечивает устойчивость ориентации спутника с гибким элементом при надлежащем выборе коэффициентов регулятора.

Ключевые слова: спутник с гибким элементом; стабилизация ориентации спутника; вынужденные колебания стержня большой жесткости; управление с неполной обратной связью; линейный регулятор.

Аэрокосмическое двигателестроение

Фирсанов В. В., Макаров П. В.

Дано описание особенностей проведения модального анализа конструкции рабочего колеса вентилятора. Показано, что изменение частот и форм собственных колебаний лопаток вентилятора может быть вызвано увеличением числа узловых диаметров, податливостью диска и учетом монтажного натяга между бандажными полками лопаток. Продемонстрирована необходимость проведения расчетного определения форм собственных колебаний рабочих колес в составе ротора. Сформулированы практические рекомендации по разработке конечно-элементных моделей. Выявлены характерные особенности определения картины перемещений современной широкохордной лопатки вентилятора при колебаниях по собственным формам для прогнозирования флаттера рабочих колес.

Ключевые слова: флаттер; устойчивость; рабочее колесо; лопатка; узловой диаметр; вентилятор.

Радиотехника. Электроника. Телекоммуникационные системы

Куприянов А. И., Шевцов В. В.

Рассматривается потенциальная эффективность обнаружения и точность воспроизведения речевого сигнала, который модулирует лазерное излучение, рассеянное вибрирующей поверхностью

Ключевые слова: перехват акустического речевого сигнала; технический канал утечки информации; модуляция лазерного излучения

Репнева А. И.

В ходе работы показаны основные сложности, возникающие на системном этапе проектирования устройств цифровой обработки сигнала (УЦОС). Выявлена необходимость в повышении качества проектирования, добиться которого можно путем создания алгоритма позволяющего осуществить формализацию процесса выбора оптимального КТВ. В ходе работы сформулированы требования к множествам исходных компонент УЦОС, произведен выбор этих компонент, произведен синтез конструктивно-технологических вариантов изделия, а также выбор оптимального КТВ по комплексному показателю качества.

Ключевые слова: цифровые устройства обработки сигналов; конструкторско-технологический вариант; системный этап проектирования; компоненты; алгоритм; синтез; декомпозиция; метод последовательных отсечений.

Материаловедение

Халов М. О.

В работе приведены результаты анализа предложенной автором кластерной модели реализации эффектов памяти формы, обратимой памяти формы и сверхупругости в никелидтитановых сплавах, которые могут быть использованы на стадиях совершенствования технологии изготовления этих сплавов, повышения качества изготавливаемых из них рабочих элементов памяти и разработки наиболее эффективных мартенситных устройств.

Ключевые слова: никелид титана; эффект памяти ; кластерная модель

Халов М. О.

Работа посвящена решению проблемы формирования спроса на мартенситную технику в аэрокосмической отрасли.

Ключевые слова: никелид титана; эффект памяти; аэрокосмическая отрасль

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2017

Вход