Применение имитационного моделирования для оценки безопасности полётов

Авиационная техника


Авторы

Обухов Ю. В. *, Попов А. С. **, Орлов А. С. , Котова А. О.

Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, ГосНИИАС, ул. Викторенко, 7, Москва, 125319, Россия

*e-mail: yurioboukhov@gosniias.ru
**e-mail: andrey.popov@gosniias.ru

Аннотация

В работе приводится описание имитационной модели, позволяющей моделировать полёт воздушных судов в управляемом воздушном пространстве, а также влияние различных опасных факторов, таких как отказы /сбои технических систем и ошибки/нарушения диспетчера и экипажей воздушных судов. Рассматриваются методические вопросы, связанные с получением оценок безопасности полётов посредством такой модели. В качестве примера приводятся результаты исследования безопасности полётов при создании Санкт-Петербургского укрупнённого центра обслуживания воздушного движения.

Ключевые слова

безопасность полётов, имитационное моделирование, опасный фактор, оценка рисков

Библиографический список

  1. Safety Management Manual (SMM) Doc 9859 AN/474. ICAO, Third Edition, 2013. URL: http://www.icao.int/safety/SafetyManagement/Documents/Doc.9859.3rd%20Edition.alltext.en.pdf

  2. Спрысков В.Б., Исаакян К.Л. Моделирование риска столкновения ВС в системах организации воздушного движения // Научный Вестник МГТУ ГА. Серия: Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полётов. 2002. № 52. С. 30-39.

  3. Грибков И. М., Спрысков В. Б., Щербаков Л. К. Модель оценки риска катастроф ВС при движении на одной трассе на одной высоте // Научный Вестник МГТУ ГА. Серия: Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полётов. 2005. № 90 (8). С. 63-71.

  4. Грибков И. М., Спрысков В. Б., Щербаков Л. К. Модель оценки риска катастроф ВС при движении по пересекающимся воздушным трассам на одной высоте // Научный Вестник МГТУ ГА. Серия: Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полётов. 2005. № 90(8). С. 53-62.

  5. Bakker G. J., H. Blom Air Traffic Collision Risk Modelling, Proceedings of the 32nd IEEE Conference on Decision and Control / San Antonio, Texas, 1993.

  6. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов. — М.: Высшая школа, 2001. — 575 с.

  7. Федеральные авиационные правила «Организация воздушного движения в Российской Федерации»: утв. приказом Минтранса России от 25.11.2011 № 293. URL: http://docs.cntd.ru/document/902319871 (дата обращения 12.09.2014).

  8. Федеральные авиационные правила «Осуществление радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации»: утв. приказом Министерства транспорта РФ от 26.09.2012 г. № 362. URL: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/a75/pr_mt_utv_fap_radio_1.doc (дата обращения 12.09.2014).

  9. Руководство по системе управления безопасностью полётов при АНО ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», 2014.URL: http://sz.gkovd.ru/wp-content/uploads/subp/manual.pdf (дата обращения 12.09.2014).

  10. Методика определения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов) органов обслуживания воздушного движения: утв. приказом Федерального агенства воздушного транспорта от 07.11.2012 г. № 757, URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70165526/ (дата обращения 12.09.2014).


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2020

Вход