Программно-моделирующий комплекс для полунатурного моделирования динамики маневренного самолета

Авиационная техника


Авторы

Костин П. С. *, Верещагин Ю. О. **, Волошин В. А.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ул. Старых Большевиков, 54а, Воронеж, 394064, Россия

*e-mail: texnnik@mail.ru
**e-mail: proartvrn@mail.ru

Аннотация

На сегодняшний момент пилотажные стенды различных типов самолетов используются в различных целях всеми ведущими авиационными компаниями и организациями. Неотъемлемым элементом пилотажного стенда является программно-моделирующий комплекс, включающий модели динамики пространственного движения самолета, информационного поля кабины и закабинной обстановки. Результаты создания и использования авторами программно-моделирующего комплекса для полунатурного моделирования динамики пространственного движения маневренного самолета с высокоавтоматизированной системой управления представлены в настоящей статье. Так же представлены результаты синтеза адаптивного управления поперечным движением современного маневренного самолета с использованием пилотажного стенда маневренного самолета.

Ключевые слова

полунатурное моделирование, устойчивость, управляемость, адаптация, идентификация

Библиографический список

  1. Константинов С.В., Москалев П.А., Редько П.Г. Особенности разработки алгоритмов и архитектуры системы управления перспективного маневренного самолета // Техника воздушного флота. 2002. № 3-4. С. 34-46.

  2. Оболенский Ю.Г. Управление полетом маневренных самолетов. — М: Воениздат, 2007. — 480 с.

  3. Бюшгенс Г.С. Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов. — М: Наука, 1998. — 811 с.

  4. Верещиков Д.В., Костин П.С., Макаров И.К. Особенности динамики самолетов с высокоавтоматизированными системами управления // Сборник тезисов докладов Международной научно-технической конференции «Актуальные вопросы науки и техники в сфере развития авиации». Минск, Беларусь, 15-16 мая 2014. — С. 61.

  5. Верещиков Д. В., Шинькарук А. С., Волошин В. А. Принципы построения современных высокоавтоматизированных систем управления ЛА // Сборник тезисов докладов Международной научно-технической конференции «Актуальные вопросы науки и техники в сфере развития авиации». Минск, Беларусь, 15-16 мая 2014. с. 60- 62.

  6. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Программа для моделирования динамики дозвукового учебно-боевого маневренного самолета с комплексной системой управления на пилотажном стенде» № 2014618201 от 12.08.2014, Россия, заявка № 2014616095 от 24.06.2014 г.

  7. Верещиков Д.В., Верещагин Ю.О., Костин П.С., Макаров И.К., Разуваев Д.В. Пилотажный стенд маневренного самолета. — Воронеж, Изд-во ВУНЦ ВВС «ВВА», 2013. — 84 с.

  8. Волошин В.А. Создание модели динамики пространственного движения маневренного дозвукового самолета для полунатурного моделирования // XL Гагаринские чтения, Москва, 7-11 апреля 2014 г. Т. 2. — С. 134-136.

  9. Бюшгенс Г.С, Студнев Р.В. Аэродинамика самолета: Динамика продольного и бокового движения. — М.: Машиностроение, 1979. — 352 с.

  10. Верещиков Д.В, Костин П.С., Верещагин Ю.О. Идентификация параметров объекта управления в изолированном движении по крену // Сборник тезисов докладов Всероссийской научно-практической конференции «Авиатор». Воронеж, Россия, 12-14 февраля 2014. С. 159-161

  11. Костин П.С., Верещагин Ю.О. Адаптивный алгоритм управления движением самолета по крену с несимметричной конфигурацией внешних подвесок // XL Гагаринские чтения. Москва, 7-11 апреля 2014. Т. 2. С. 145-147.

  12. Кувшинов В.М., Анимища О.В. Программный комплекс FlightSim для моделирования и анализа динамики самолета с системой управления в среде программирования MATLAB/SIMULINK// Техника воздушного флота. 2004. № 1. С. 1-10.

  13. Иванов Д.А. Разработка программно-аппаратного комплекса имитации полета на основе компьютерного авиасимулятора // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции «Инновации в авиации и космонавтике — 2011». Москва, 26-30 апреля 2011. С. 50-51.

  14. Ефремов А.В., Кошеленко А.В., Тяглик М.С. Разработка программного обеспечения комплекса виртуальной реальности для моделирования и демонстрации процессов спуска и посадки пилотируемых космических аппаратов на лунную поверхность. — М.: Изд-во МАИ, 2013. — 153 с.

  15. Гридчин В.С., Торопов В.А., Коломиец Л.В., Пушкарскии Е.Ю., Гончарова Е.И. Испытания авиационных комплексов. — Волгоград, Изд-во Волгоградского государственного университета, 2013. — 401 с.

  16. Бизин Г.А., Торопов В.А. Определение летно-технических характеристик самолетов в летных испытаниях. — Волгоград, Изд-во Волгоградского государственного университета, 2012. — 337 с.

  17. Балык А.А., Москалев П.Б. Реализация принципов адаптивного управления самолетом // Научно- технический сборник 929 ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. 2006. № 4. С. 67-74.

  18. Москалев П.Б. Применение самонастраивающихся алгоритмов в системе управления маневренных самолетов // Сборник трудов Международного научно-технического симпозиума в рамках международного авиасалона МАКС- 2001. Жуковский, ЦАГИ, 2001. — С. 23-29.

  19. Александров А.Г. Оптимальные и адаптивные системы. — М: Высшая школа, 1989. — 263 с.

  20. Сергиенко А. Б. Алгоритмы адаптивной фильтрации: особенности реализации в MATLAB // Exponenta Pro. Математика в приложениях. 2003. № 1. С. 18-28.


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2020

Вход