Новый метод адаптации регулятора состояний с применением нечеткой логики


DOI: 10.34759/trd-2021-118-16

Авторы

Сторожев С. А. , Хижняков Ю. Н.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, ПНИПУ, Комсомольский проспект, 29, Пермь, 614990, Россия

Аннотация

Рассматривается новый метод адаптации регулятора состояний на базе нечеткой технологии с применением треугольных терм, координаты оснований и вершин которых располагаются согласно настройкам регулятора состояний. Степени принадлежности определяются с помощью синглтонов, которые перемещаются синхронно с входными переменными. Число терм равно числу входных переменных. Выход регулятора состояний рассчитывается методом средневзвешенного с последующим воздействием на дозатор авиационного газотурбинного двигателя с целью регулирования расхода топлива.

Ключевые слова:

авиационный газотурбинный двигатель, адаптивный нечеткий регулятор состояний, адаптивный фаззификатор, дефаззификатор, дозатор

Библиографический список

  1. Иноземцев А.А., Нихамкин А.А., Сандрацкий В.Л. Основы конструирования авиационных двигателей и энергетических установок. — М.: Машиностроение, 2008. Т. 2. — 368 с.

  2. Костюков В.М., Капырин Н.И. Модель газотурбинного двигателя и его системы управления для особых значений углов атаки и метеорологических условий // Труды МАИ. 2011. № 49. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=28075

  3. Гуревич О.С. Управление авиационными газотурбинными двигателями. — М.: Изд-во МАИ, 2001. — 100 с.

  4. Гуревич О.С. Системы автоматического управления ГТД: энциклопедический справочник. — М.: Торус Пресс, 2011. — 208 с.

  5. Боровиков Д.А., Ионов А.В., Селиверстов С.Д., Яковлев А.А. Анализ влияния дополнительной осевой ступени компрессора на характеристики малоразмерных турбореактивных двигателей // Труды МАИ. 2017. № 96. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=85654

  6. Дорф Р., Бишоп Р. Современные системы управления. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. — 832 с.

  7. Хижняков Ю.Н. Нечеткое, нейронное и гибридное управление. — Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2013. — 303 с.

  8. Гостев В.И. Проектирование нечетких регуляторов для систем автоматического управления. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 416 с.

  9. Гостев В.И. Системы управления с цифровыми регуляторами: справочник. — Киев: Тэхника, 1990. — 280 с.

  10. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 798 с.

  11. Штовба С.Д. Проектирование нечетких систем средствами MATLAB. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 288 с.

  12. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. — СПб.: БХВ Петербурr, 2005. — 736 с.

  13. Ярушкина Н.Г. Основы теории нечетких и гибридных систем. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 320 с.

  14. Чичерова Е.В. Использование алгоритмов нечёткой логики для управления частотой вращения силовой турбины газотурбинного двигателя // Труды МАИ. 2015. № 81. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=57812

  15. Mamdani E.H. Application of fuzzy algorithms for the control of a simple dynamic plant // Proceedings of the Institution of Electrical Engineers, 1974, vol. 121, no.12, pp. 1585 — 1588.

  16. Антонов В.Н., Терехов В.А., Тюкин И.Ю. Адаптивное управление в технических системах. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. — 244 с.

  17. Бобырь М.В., Кулабухов С.А. Дефаззификация вывода из базы нечетких правил на основе метода разности площадей // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2015. № 9. С. 32 — 41. DOI: 10.14489/vkit.2015.09.pp.032-041

  18. Хижняков Ю. Н. Южаков А.А. Нейронечеткий регулятор частоты газотурбинного двигателя // Приборы. 2010. № 5. С. 17 — 21.

  19. Исаев А.И., Скоробогатов С.В. Методологические аспекты экспериментальных исследований процесса горения в камерах сгорания газотурбинных двигателей // Труды МАИ. 2018. № 98. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=90175

  20. Верещиков Д.В., Волошин В.А., Ивашков С.С., Васильев Д.В. Применение нечеткой логики для создания имитационной модели управляющих действий летчика // Труды МАИ. 2018. № 99. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=91926


    Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2022

Вход