2024. № 139

Механика

Иванов С. Г., Гришко Д. А., Баранов А. А.

Рассматривается задача импульсной коррекции положения линии апсид орбиты космического объекта, находящегося в регионе глобальных навигационных спутниковых систем. Большая полуось и наклонение орбиты считаются известными и равными 26 578 км и 55° соответственно, а эксцентриситет может изменяться от 0 до 0.76 под действием возмущений от Солнца и Луны. Такой эффект обусловлен гравитационным резонансом, возникающим при длительном поддержании суммы долготы восходящего узла и удвоенного аргумента перигея вблизи значения 270°. Возможны две противоположные задачи: увеличение эксцентриситета для увода объекта из района глобальных навигационных систем или создание устойчивой околокруговой орбиты захоронения. В обоих случаях требуется коррекция положения линии апсид. Исследованы затраты характеристической скорости, необходимые для её поворота в случае околокруговой орбиты в данном регионе с ограничением на сохранение значения большой полуоси. Показано, что при эксцентриситете до 0.01 для отклонения аргумента перицентра на 90° требуются трансверсальные импульсы скорости не более 25 м/с. В общем случае для эллиптической орбиты с фиксированной начальной большой полуосью численно найдено решение, позволяющее изменить ориентацию вектора эксцентриситета, при этом происходит уменьшение большой полуоси орбиты. Показано, что затраты на поворот линии апсид на 15° меняются от 50 м/с до 550 м/с для значений эксцентриситета от 0.1 до 0.76. Доказано, что при e < 0.76 для формирования устойчивой орбиты захоронения или создания и поддержания гравитационного резонанса, поворот линии апсид экономичнее поворота линии узлов, который выполняется импульсным манёвром или с использованием промежуточной орбиты ожидания.

Ключевые слова: эллиптическая орбита, глобальные навигационные спутниковые системы, возмущения от Солнца и Луны, гравитационный резонанс, аргумент перигея, эволюция вектора эксцентриситета, манёвры коррекции орбиты

Терещенко Т. С.

Решается задача об определении напряженно-деформированного состояния металлопорошковой композиции в процессе селективного лазерного плавления полуплоскости. Для решения поставленной задачи проводится дополнительное исследование по решению вспомогательной задачи о нестационарном нагреве изотропной полуплоскости подвижным поверхностным источником тепла. Для этого строится математическая модель для обобщенного уравнения теплопроводности на основе классической теории и Грина-Нагди II типа. Приведены математические постановки задач нестационарной теплопроводности, соответствующие моделям классической теплопроводности на основе закона Фурье и обобщённой модели Грина-Нагди II типа. С использованием интегральных преобразований Фурье по пространственным координатам и Лапласа по времени построены фундаментальные решения уравнений классической и обобщённых моделей теплопроводности, Грина-Нагди II типа. Представлены и проанализированы графические результаты. Показаны отличия рассмотренных моделей теплопроводности и даны рекомендации по их применению в практических расчётах.

Ключевые слова: нестационарная теплопроводность, обобщенные модели теплопроводности, модель Максвелла-Каттанео, модели теплопроводности Грина-Нагди, фундаментальные решения, интегральные преобразования, термоупругость, температурные напряжения, подвижный источник, лазерное излучение

Васькова В. С.

Рассматривается не требующий затрат топлива способ перемещения грузов в космическим пространстве, реализуемый благодаря использованию космического аппарата с неидеальным солнечным парусом вдоль троса, соединяющего две тяжелые космические станции, описывающие одну гелиоцентрическую орбиту. Солнечный парус частично поглощает солнечную радиацию, а трос, длина которого превосходит расстояние между станциями, считается невесомым, нерастяжимым и натянутым во все время движения. Относительная скорость этого движения оказывается невелика, натяжение троса незначительно, что позволяет считать влияние космического аппарата на станции несущественным. С учетом сделанных предположений определяется направление нормали к солнечному парусу, обеспечивающее максимальное относительное ускорения космического аппарата, зависящее от его положения и коэффициента отражения материала паруса. Необходимый угол наклона нормали к местной вертикали лежит в диапазоне между углом оптимального положения идеально отражающего паруса и углом между направлением солнечных лучей и касательной к траектории аппарата. Определяется минимально возможная продолжительность перелета между станциями при нулевых начальной и конечной относительных скоростях. Устанавливается, что эта продолжительность увеличивается при ухудшении коэффициента отражения паруса, но остается допустимой для практической транспортировки грузов.

Ключевые слова: солнечный парус, космическая тросовая система, гелиоцентрическая орбита, уравнения движения

Балунов К. А., Зайцев А. М., Кудряшов М. А.

В работе рассматриваются вопросы соответствия конструкций фюзеляжа с различной степенью овальности поперечного сечения критериям ударопрочности в процессе динамического нагружения при аварийной посадке. Условия авариной посадки воспроизводятся путем численного моделирования испытаний вертикального сброса на жесткое основание отсека фюзеляжа с заданной вертикальной скоростью 9,14 м/с, что соответствует сбросу отсека фюзеляжа с высоты 4,27 метра. Численное моделирование выполняется с применением явного нелинейного динамического конечно-элементного решателя программного комплекса LS-DYNA. Проводится сравнительный анализ влияния параметров овальности отсеков фюзеляжа и жесткости элементов грузового пола фюзеляжа на соответствие критериям ударопрочности по сохранению безопасного объема и обеспечения путей эвакуации пассажиров, а также эффективности поглощения кинетической энергии конструкцией.

Ключевые слова: фюзеляж самолета, овальное поперечное сечение фюзеляжа, параметрические исследования, численное моделирование, динамический анализ, аварийная посадка, ударопрочность

До Н. Д., Тарлаковский Д. В., Федотенков Г. В.

Рассматривается нестационарный изгиб моментной упругой прямоугольной пластины под действием сосредоточенной силы. Применяется простейшая модель, использующая гипотезу Кирхгофа-Лява и пренебрежение обжатием поперечного волокна. Начальные условия нулевые. На границе предполагается наличие обобщенного шарнирного опирания. Решение задачи представляется в виде двойных тригонометрических рядов по пространственным координатам. Относительно их коэффициентов построена начальная задача для системы обыкновенных дифференциальных уравнений. Она интегрируется с помощью преобразования Лапласа по времени. Оригиналы находятся с помощью вычетов. В качестве примера рассмотрена нагрузка в виде нормальной силы, изменяющейся по времени по закону Хевисайда, приложенной в центре квадратной пластины, выполненной из композита на основе алюминиевой дроби в эпоксидной матрице. Проведены результаты численных расчетов. Суммирование рядов проводится с заданной точностью по непрерывной норме.

Ключевые слова: моментная упругая пластина, гипотеза Кирхгофа-Лява, уравнения движения, физические соотношения, прогиб, угол поворота, внутренние силовые факторы, двойной тригонометрический ряд

Попова Е. В., Могилевич Л. И., Евдокимова Е. В., Попова М. В.

Разработана математическая модель в виде системы двух эволюционных уравнений, обобщающих уравнение Кортевега-де-Вриза-Шамеля для исследования продольных волн деформации в стенках кольцевого канала, содержащего вязкую жидкость. Первоначально осуществлена постановка осесимметричной задачи гидроупругости кольцевого канала, погруженного в упругую среду Винклера, стенки которого - оболочки типа Кирхгофа-Лява. Осуществлен вывод уравнений динамики оболочки, материал которой имеет нелинейный физический закон, связывающий напряжения и деформации, в виде линейной комбинации квадратичной функции и степенной функции с дробной степенью. Жидкость рассмотрена в рамках ньютоновской вязкой жидкости постоянной плотности. Проведен асимптотический анализ поставленной задачи методом многомасштабных разложений и линеаризация уравнений динамики тонкого кольцевого слоя вязкой жидкости с учетом инерции ее движения. В результате исходная задача сведена к системе двух уравнений в частных производных, описывающей нелинейный волновой процесс и не имеющей точного решения. Для численного решения системы предложена оригинальная разностная схема. Проведенные расчеты позволили сделать вывод, что уединенные волны деформации в стенках канала представляют собой сверхзвуковые солитоны, а также оценить влияние инерции жидкости и упругой среды на эволюцию волн деформации.

Ключевые слова: математическое моделирование, солитон, нелинейная волна деформации, цилиндрическая оболочка, вязкая жидкость, кольцевой канал, комбинированная дробно-квадратичная нелинейность, упругая среда Винклера

Сердюк Д. О.

В работе построены нестационарные фундаментальные решения для тонкой упругой анизотропной неограниченной цилиндрической оболочки Тимошенко. Связь фундаментальных решений с нестационарным делением при помощи интегральных операторов позволяет исследовать волновые процессы в таких анизотропных оболочках. Фундаментальные решения построены с применением экспоненциальных рядов и интегральных преобразований Лапласа и Фурье. Обратное интегральное преобразование Лапласа построено при помощи вычетов, а оригиналы по Фурье — с применением метода интегрирования быстро осциллирующих функций. Продемонстрировано влияние симметрии упругой среды на характер распространения волн в оболочке. Приведен пример расчета нормального перемещения анизотропной оболочки в случае действия двух подвижных нагрузок с переменными во времени амплитудами.

Ключевые слова: нестационарная динамика, анизотропный материал, цилиндрическая оболочка, интегральные преобразования, обобщенные функции

Назаренко Ю. Б., Маришкин В. В.

Рассматривается жидкостное трение в подшипниках скольжения с гладкими вкладышами. На основе аналитического решения гидродинамических уравнений установлены закономерности течения жидкости и гидродинамическое давление в клиновом зазоре подшипника скольжения. Разработана методика, позволяющая устанавливать на основании заданных геометрических параметров подшипника, круговой скорости вращения ротора и вязкости рабочей жидкости несущую способность подшипника при работе без контакта поверхностей подшипника и цапфы вала.

Ключевые слова: ротор, вал, подшипник скольжения, гидродинамические силы, клиновой зазор

Бакланов А. В.

Качество смешения газообразного топлива с воздухом является одними из основных параметров, определяющих эффективность сжигания топливновоздушной смеси в камере сгорания авиапроизводного ГТД. В данной статье рассматривается влияние способа подачи топлива в форсунке на процессы смешения в закрученной струе. Представлена стендовая установка, предназначенная для испытания форсунок по определению смешения топлива с воздухом. Приводятся исходные данные для проведения испытаний. Получены результаты смешения топлива с воздухом двух форсунок. Проведен анализ, по результатам которого сделаны выводы о механизме смешения струйной форсунки и форсунки с подачей закрученной топливной струи [1-4].

Ключевые слова: камера сгорания, газотурбинный двигатель, форсунка, топливо, смешение

Вин К. К., Темнов А. Н.

В статье рассматривается механическая модель со сферическим маятником, соответствующая нелинейным колебаниям поверхности раздела двух жидкостей, полностью заполняющих цилиндрический сосуд. Показывается, что при использовании в качестве обобщённых координат колебаний направляющих косинусов, определяющих положение сферического маятника, уравнения движения эквивалентного тела с маятником строго совпадет с уравнениями немалых движений твёрдого тела с двумя жидкостями с точностью до второго порядка малости включительно. При учете большего порядка малости для сравнения движений механического аналога и твердого тела с двумя жидкостями приходится использовать амплитудно-частотные характеристики.

Ключевые слова: сферический подшипник, маятник, направляющие косинусы, скелетная линия, амплитудно-частотные характеристики

Радиотехника, вычислительная техника, приборостроение и связь

Федоринов А. Ю., Иванов Ю. П.

В работе представлен метод повышения точности и надёжности комплексной системы фильтрации навигационных сигналов на основе использования избыточности оптимальных финитно-временных методов обработки информации без обратной и с обратной связями в условиях полной априорной определённости и параметрической априорной неопределённости с использованием оптимальной автоматической идентификации состояний измерителей по критерию В.А. Котельникова. Исследуемая информационно-измерительная система содержит двухканальную систему измерения и два финитно-временных алгоритма обработки информации. Рассматривается метод комплексной на основе использования фильтра разностного сигнала (ФРС) оптимально-инвариантной линейной фильтрации дискретных сигналов информационно-измерительных систем в условиях полной априорной определённости помех измерения и в условиях априорной параметрической неопределённости относительно вида моделей низкочастотных помех измерения. Моделями помех измерения могут быть, в общем случае, произвольные случайные флуктуационные процессы или аддитивная комбинация произвольных флуктуационных и регулярного вида квазидетерминированного нестационарного случайного процесса. Предполагается, что фильтр разностного сигнала реализует алгоритм фильтрации сигналов в соответствии с оптимально-идентифицированными состояниями измерителями комплексной системы по критерию В.А. Котельникова. Моделирование проводилась в среде Mathcad.

Ключевые слова: оптимальная фильтрация, финитно-временные методы оценки сигналов, избыточность алгоритмов фильтрации комплексной системы

Чичканов А. С.

В настоящее время все большее внимание уделяется техническому совершенствованию и разработке новых форм и способов применения комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Тип полезной нагрузки определяет перечень задач, решаемых ими при ведении вооруженной борьбы, в интересах охраны государственной границы и морского пограничного пространства, в интересах обеспечения общественной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданского сектора экономики. Немаловажным фактором в ходе выполнения этих задач является возможность организации высокоскоростной передачи данных полезной нагрузки с беспилотного летательного аппарата на наземный пункт управления с целью своевременной обработки информации всеми категориями заинтересованных лиц. Одновременно с возрастанием интенсивности применения беспилотных летательных аппаратов выявляются проблемные технические аспекты их эксплуатации и управления. Одним из таких аспектов является несоответствие принципов организации связи в сетях воздушной радиосвязи современным требованиям по скорости передачи данных на наземный пункт управления. В статье рассмотрен вариант повышения скорости передачи информации в сети воздушной радиосвязи с использованием OFDM сигналов, учитывающий нестационарность передаваемого трафика на конечных этапах выполнения задач воздушной разведки с применением беспилотных летательных аппаратов. Повышение скорости осуществляется за счет высвобождаемого частотного ресурса, который формируется с использованием алгоритма адаптивного изменения частоты следования кадров видеопотока в системе связи беспилотный летательный аппарат - наземный пункт управления в зависимости от фоноцелевой обстановки в секторе обзора бортовой видеокамеры.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, сеть воздушной радиосвязи, мониторинг земной поверхности, фоноцелевая обстановка, частота следования кадров, объект интереса, частотный ресурс, скорость передачи информации

Кузнецов В. С., Волков А. С., Солодков А. В., Лоос В. В.

В статье рассмотрены возможности использования троичных символов для передачи данных, способ их сопряжения с традиционно используемыми двоичными сигналами и показаны теоретически достижимые пределы достоверности и скорости передачи информации. Приведено описание процедуры согласования алгоритмов кодирования и декодирования, предложена структура аппаратной реализации кодера и декодера. Выбраны варианты составных помехоустойчивых кодов и проведен теоретический расчет вероятности битовой ошибки. Разработана топология интегральной микросхемы кодека с использованием предложенных алгоритмов.

Ключевые слова: помехоустойчивое кодирование, каскадные коды, алгебраические коды, расчет помехоустойчивости, троичный код, кодер

Бахтин А. А., Дымников В. В., Баскаков А. Е.

В статье рассмотрена реализация синхронной выработки случайных последовательностей на узлах радиосвязи без обмена по открытому каналу связи. Метод основан на использовании временной динамики средней мощности принимаемого сигнала (RSSI). В результате был предложен и реализован в виде ПО алгоритм, кроме того, получены результаты его работы на радиотрассе. Проведен анализ качества полученной последовательности.

Ключевые слова: случайная последовательность, многолучевой релеевский канал, мелкомасштабные замирания

Агеев Ф. И., Вознюк В. В., Куценко Е. В.

В данной работе решается задача разработки методики оценивания вероятности символьной ошибки оптимального когерентного приема сигналов с модуляцией MPSK (multiple phase-shift keying – многофазная манипуляция) при наличии непреднамеренной узкополосной шумовой гауссовской помехи с равномерным спектром (УШГП). Предполагается, что данная помеха действует в полосе пропускания оптимального (по отношению к белому гауссовскому шуму) приемника MPSK-сигналов корреляционного типа. В ходе исследований получены аналитические выражения для расчета вероятности символьной ошибки оптимального когерентного приема MPSK-сигналов в условиях действующих собственных шумов приемника и УШГП. Данная методика является развитием известного методического подхода, используемого для оценки вероятностей ошибок оптимального посимвольного когерентного приема MPSK-сигналов на фоне белого гауссовского шума (БГШ) и расширяет его описательные возможности за счет учета таких факторов УШГП, как прицельность по отношению к несущей частоте сигнала и степень перекрытия спектра сигнала. В результате проведенных исследований получены новые формульные соотношения и результаты оценки вероятности символьной ошибки оптимального когерентного приема MPSK-сигналов в условиях действующих собственных шумов приемника и УШГП. Показано, что наличие УШГП, действующей в пределах полосы сигнала, приводит к различным по степени влияния на помехоустойчивость радиолинии воздействиям, и при этом степень влияния на помехоустойчивость существенно зависит от энергетических и частотных характеристик как помехи, так и сигнала.

Ключевые слова: многофазный фазоманипулированный сигнал, закон распределения и плотность вероятности, корреляционный приемник, помехоустойчивость радиолинии, внутренний шум приемника, узкополосная шумовая гауссовская помеха с равномерным спектром, вероятность символьной ошибки

Неровный В. В., Коратаев П. Д., Облов П. С., Толстых М. Ю.

Статья тематически относится к области научного обеспечения процессов развития и интеграции беспилотных летательных аппаратов, использующих для навигации сигналы глобальных навигационных спутниковых систем. К основному преимуществу указанных систем относится высокая точность навигации, при этом отмечаются существенные недостатки, заключающиеся в уязвимости навигационной аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем к помехам, имитирующим истинный навигационный сигнал. В результате подобных помех аппаратура принимает ложные сигналы за истинные, что приводит к ошибкам в определении местоположения. Цель данной научной статьи заключается в разработке и анализе методики для оценки вероятности корректного функционирования беспилотных летательных аппаратов в условиях сложной помеховой обстановки. Для конкретного случая рассматривается воздействие на сигнал BPSK, который используется в навигации. При этом на навигационную аппаратуру потребителей глобальных навигационных спутниковых систем могут действовать различные типы имитирующих помех, воспроизводящие ложную навигационную информацию, увеличивающие ошибки измерения псевдодальностей или обладающие случайной структурой. В рамках исследования проведено моделирование воздействия имитирующих помех на приемники BPSK-сигнала с использованием программной среды Matlab/Simulink. Результаты показывают, что вероятность успешной спуфинг-атаки, то есть использования ложного сигнала в качестве истинного, зависит от соотношения мощности помехи к мощности навигационного сигнала, а также от времени функционирования навигационной аппаратуры потребителей. Для моделирования функционирования навигационной аппаратуры потребителей в сложных условиях используются полумарковские процессы, что позволяет учесть различные сценарии переходов между состояниями системы. Предлагаемая методика оценивается как универсальная и адаптированная к любым навигационным сигналам спутниковых радионавигационных систем, поскольку позволяет оценить вероятность корректного функционирования беспилотных летательных аппаратов в условиях сложной помеховой обстановки и определить эффективность применяемых мер защиты. Описанные подходы могут быть использованы для дальнейших исследований в области повышения устойчивости навигационной аппаратуры глобальных навигационных спутниковых систем к воздействию помех.

Ключевые слова: навигационная аппаратура потребителей глобальных навигационных спутниковых систем, навигационный сигнал, имитирующие помехи, вероятность обнаружения, методика

Титов К. И., Шульженко А. В.

В статье представлены требования к точности временной синхронизации работы активных средств калибровки радиолокаторов с синтезированной апертурой с периодом следования зондирующих импульсов. Предлагается метод обеспечения требуемой точности синхронизации на основе метода квази-согласованной фильтрации принимаемых ретранслятором зондирующих импульсов. Предложена схема построения устройства синхронизации. Представлены аналитические выражения, характеризующие эффективность применения предложенного метода.

Ключевые слова: радиолокатор с синтезированной апертурой, радиометрическая калибровка, ретранслятор, устройство синхронизации, квази-согласованная фильтрация

Информатика, моделирование и управление

Митрофанова Ю. А., Казимарданов М. Г.

В работе представлено исследование, главной целью которого является снижение эмиссии оксидов азота за счёт улучшения рабочего процесса в КС с использованием расчётной оптимизации конструкций жаровых труб (конструкции со свечей и без свечи зажигания). Для описания процесса горения топливовоздушной смеси в камере сгорания была принята осреднённая по Фавру система балансовых уравнений Навье-Стокса, замкнутая k-ep-моделью турбулентности. Для нахождения скорости образования/убывания компонент смеси была применена комбинированная EDM/FRC модель горения. Химическая кинетика моделировалась при помощи WGS модели окисления метана воздухом. Проведено уточнение геометрической модели по результатам трёхмерного численного моделирования эксперимента по определению гидравлических характеристик элементов КС. Проведена идентификация математической модели. По результатам оптимизации расчетное значение эмиссии оксидов азота снизилось на 21,18 % для варианта без свечи зажигания и на 17,14 % со свечей зажигания.

Ключевые слова: горение газообразного топлива, газотурбинный двигатель, расчетная оптимизация, оксиды азота

Эзрохи Ю. А.

Описываются особенности математического моделирования авиационного ГТД на глубоких переходных режимах, характерных для процесса его запуска. Продемонстрирована методика экстраполяции характеристик узлов двигателя в область глубоких режимов (на примере характеристики компрессора). Представлена методика оценки значения полярного момента инерции роторов двигателя на ранних стадия его проектирования.

Ключевые слова: математическое моделирование, газотурбинный двигатель, процесс запуска, полярный момент инерции

Зубков А. В.

Приведена классификация погрешностей акселерометров и датчиков угловых скоростей, входящих в состав бесплатформенных инерциальных навигационных систем различных летательных аппаратов. Разработана имитационная модель бесплатформенной инерциальной навигационной системы ракеты-носителя, с учетом стохастического изменения погрешностей инерциальных приборов. Приведены численные результаты исследования влияния смещения нулей акселерометров и дрейфа нуля датчиков угловых скоростей (ДУС) на точность определения параметров ориентации и навигации ракеты-носителя в процессе выведения космического аппарата.

Ключевые слова: бесплатформенная инерциальная навигационная система, ракета-носитель, имитационная модель, погрешности акселерометров и датчиков угловых скоростей

Герасимчук В. В., Ефанов В. В., Кузнецов Д. А., Телепнев П. П.

Представлен методический аппарат формирования временного ряда случайного широкополосного воздействия, соответствующего требованиям, задаваемым в виде спектральных плотностей виброускорений для различных диапазонов частот. Вибродинамическое воздействие двигателя коррекции космического аппарата рассмотрено как реализация эргодичной и стационарной случайной функции. Используя обратное преобразование Фурье для графика спектральной плотности, определена соответствующая ей корреляционная функция и сформирован вариант входного динамического воздействия для моделирования вибрационного фона конструкции. Исследовано сгенерированное случайное широкополосное вибродинамическое воздействие. Установлено, что его спектр соответствует исходным требованиям, задаваемым в виде спектральных плотностей виброускорений для различных диапазонов частот. Рассмотренный способ может позволить корректно формировать стохастическое вибродинамическое воздействие и исследовать влияние широкополосной вибрации на чувствительную и малостойкую к вибрационным нагрузкам аппаратуру космического аппарата на ранних этапах проектирования.

Ключевые слова: космический аппарат, спектральная плотность, корреляционная функция, стохастическая вибрация, виброускорение

Барановский А. М., Мусиенко А. С.

Техническое состояние (ТС) бортовых систем управления (СУ) летательных аппаратов (ЛА) контролируется при подготовке к применению и в ходе функционирования. Ошибки решений о текущем ТС могут быть вызваны рядом факторов, в том числе отказами средств контроля и диагностирования, неопределенностью измерений, методическими ошибками назначения допусков, неустойчивостью процессов контроля и диагностирования к значительным вариациям параметров бортовых систем, характеристик шумов, естественных и преднамеренных воздействий. В статье рассматривается задача обеспечения методической устойчивости процессов автономного контроля и диагностирования СУ ЛА.
Полученные результаты целесообразно использовать при разработке моделей, методов и программ контроля СУ ЛА, обеспечивающих устойчивый контроль и поиск дефектов СУ сложных объектов.

Ключевые слова: система управления, модель, контроль технического состояния, диагностирование, устойчивость контроля

Махалов Д. А., Куимов А. В., Пермяков Ю. А.

В статье обосновывается потребность разработки и внедрения специализированных систем функционального контроля средств управления космическими аппаратами. Приводится описание разработанной системы функционального контроля, позволяющей выполнять интегрированный мониторинг функционального состояния программно-технических комплексов центра управления полетом, сектора главного конструктора космических аппаратов, командно-измерительных станций наземного комплекса управления и отдельных устройств бортовой аппаратуры космических аппаратов. Представляется состав программных и технических средств, архитектура системы функционального контроля, реализованной на средствах телеметрического информационно-вычислительного комплекса центра управления полетами российского сегмента Международной космической станции. Описывается порядок сбора, обработки, хранения и представления информации функционального контроля. Представляются формы отображения информации функционального контроля и описывается порядок действий персонала при работе с ними. Приводятся результаты опытной эксплуатации системы для функционального контроля телеметрического информационно-вычислительного комплекса ЦУП, приводится пример анализа произошедшей нештатной ситуации с применением системы. В завершение даются предложения по дальнейшему развитию и внедрению разработанной системы.

Ключевые слова: функциональный контроль, информационно-вычислительный комплекс, телеметрическая информация, сбор, обработка, отображение, мнемосхема

Кузнецов Ю. Л., Владимиров А. В.

Анализируется возможность расширения сферы применения ракеты-носителя сверхлёгкого класса (РН СЛК) за счёт запуска малых космических аппаратов (МКА) на высокоэнергетические орбиты. Рассмотрены пути повышения энергомассового совершенства РН СЛК путём оптимизации конструктивно-силовой схемы ступеней, параметров двигательной установки (ДУ) и компоновки полезной нагрузки (ПН). Обосновывается проектный облик универсальной РН СЛК, обеспечивающей выведение ПН класса «микро-КА» на орбиту искусственного спутника Луны (ОИСЛ), а также запуск МКА на высокоэллиптическую 12-часовую орбиту и выведение МКА массой 400-800 кг на солнечно-синхронные орбиты (ССО).

Ключевые слова: малые космические аппараты, ракета-носитель сверхлёгкого класса, проектный облик РН, высокоэнергетическая орбита, энергомассовые характеристики, орбита искусственного спутника Луны

Амирханов А. А., Гайнутдинов Р. Р.

В данной работе предлагается подход к прогнозированию перекрестных помех в кабельных линиях связи летательных аппаратов на основе искусственной нейронной сети. Представлена разработка и обучение полносвязной нейронной сети прямого распространения для прогнозирования перекрестных помех между кабелями в частотной области. Приведен сравнительный анализ результатов обучения искусственной нейронной сети с различными значениями гиперпараметров. Определены гиперпараметры структуры нейросети, обеспечивающие наименьшую ошибку прогноза перекрестных помех. В качестве результата представлены практические примеры работы такой нейронной сети.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, перекрестные помехи, электромагнитная совместимость, нейронная сеть, летательный аппарат

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход