2011. № 47

Математика. Физика. Механика

Гладков С. О., Богданова С. Б.

Для фрактальной радиолокационной антенны, обладающей нецелой размерностью, предложен аналитический аппарат описания физических свойств подобных объектов, и продемонстрирована методика вычисления некоторых физических свойств металлического фрактала в зависимости от его размерности.

Ключевые слова: кинетическое уравнение; фрактальная антенна; радиолокация; дробное дифференцирование.

Авиационная техника и технология

Загордан А. А.

На основе обзора публикаций в отечественной и зарубежной печати проведен анализ современного состояния проблемы теоретического описания явления шимми колеса шасси самолета. Рассмотрены как классические математические модели, так и современные подхо-ды к описанию колебательной неустойчивости качения тела по твердой поверхности, в пер-вую очередь различные варианты учета сухого трения. На основе результатов анализа сфор-мулированы предложения по дальнейшему совершенствованию теории шимми примени-тельно к высокочастотным колебаниям колес неуправляемых стоек шасси самолетов.

Ключевые слова: колебания; неустойчивость; качение; трение сухое; шасси самолета; шимми

Куприков М. Ю., Комиссаров А. А.

В статье рассматриваются особенности формирования облика маневренного самолета при заданных ограничениях стоимости конструкции. Рассматривается влияние стоимостных параметров на технический облик маневренного самолета.

Ключевые слова: облик; масса; стоимость; параметры.

Стрелец М. Ю., Попик В. Н., Прусаков А. И., Басманова А. О., Комиссаров А. А.

В статье рассматривается влияние выбора конструктивно-технологического исполнения планера самолета на его стоимость. Приводится формула, позволяющая провести сравнение стоимости различных конструктивно-технологических вариантов исполнения планера, варьируемых по следующим параметрам: массовая доля в конструкции различных типов материалов, процентное соотношение деталей и сборочных единиц, изготовленных различными типами производства.

Ключевые слова: стоимость; исполнение; параметры

Каримов А. Х.

В данной работе рассмотрены основные цели и задачи, решаемые при помощи беспилотных летательных аппаратов (БпЛА). Показана классификация современных БпЛА по массе, высоте и продолжительности полета. Проанализированы основные преимущества и недостатки использования БпЛА по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами (ПЛА) и космическими аппаратми (КА).

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты (БпЛА), беспилотные авиационные комплексы (БАК), беспилотные авиационные системы (БАС), цели и задачи БпЛА.

Каримов А. Х.

В данной работе проанализированы особенности проектирования перспективных беспилотных летательных аппаратов (БпЛА) в составе беспилотных авиационных комплексов (БАК). Проработан подход к разработкам беспилотных авиационных систем (БАС) в зависимости от поставленных перед БАС задач. Проведен анализ возможных решений в облике перспективных типов БпЛА, позволяющих значительно улучшить характеристики самолетов.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты (БпЛА), беспилотные авиационные комплексы (БАК), беспилотные авиационные системы (БАС), проектирование БпЛА

Каримов А. Х.

В данной работе проанализирована ситуация, сложившаяся на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БпЛА). Рассмотрены основные тенденции формирования характеристик БпЛА исходя из условий их применения. Выявлены области, в которых применение БпЛА является крайне необходимым условием обеспечения обороноспособности. Рассмотрены возможности перспективных беспилотных авиационных систем.

Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты (БпЛА), беспилотные авиационные комплексы (БАК), беспилотные авиационные системы (БАС), возможности БпЛА.

Бодрышев А. В., Куприков М. Ю.

В статье рассматривается вопрос выбора оптимального компоновочного решения из нескольких предлагаемых вариантов при отсутствии достоверных статистических данных. Предлагается по каждому параметру, влияющему на выбор данного компоновочного решения, проводить экспертную оценку. Количество параметров, влияющих на выбор компоновки, определяется стадией проекта (степенью проработки конструкции). Согласованность мнений экспертов оценивается величиной коэффициента конкордации. Целью повышения объективности и степени доверия к полученным в ходе опроса значения весовых коэффициентов предлагается методика определения их величин, которая учитывает уровень компетентности привлекаемых экспертов, на основе их самооценки и оценки степени их знакомств с областью знаний, к которой относится оценка, соответствующими руководителями. Приведенные результаты имеют большое значение при проектировании новых изделий в авиационной промышленности на начальных стадиях проектирования изделия. Разработанный расчетный модуль является частью общей программы по созданию оптимального компоновочного решения вновь создаваемого изделия.

Ключевые слова: компоновка, экспертная оценка, достоверность результатов, коэффициента конкордации.

Ситу Л., Хтун Н. Н., Маркин Л. В.

В докладе рассмотрены вопросы, связанные с автоматизацией проектирования – раз-мещение геометрических объектов среди уже размещенных и областей запрета. Такая задача возникает, например, при компоновке технического отсека легкого самолета. Показана воз-можность и результаты использования для этого рецепторных (воксельных) геометрических моделей. Алгоритм размещения основан на анализе формы и размеров свободных областей и подбора еще неразмещенных объектов подходящей формы и размера.

Ключевые слова: геометрическое моделирование; рецепторные модели; компоновка; распознавание формы

Космическая техника и технология

Дарнопых В. В.

В настоящее время при решении задач проектирования спутниковых систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) необходимо учитывать огромное число различных ограничений, связанных с баллистическим построением самой системы, параметрами спутниковой аппаратуры, а также различными заявками, поступающими на выполнение в систему. Для выбора оптимальных параметров системы ДЗЗ необходимо проводить комплексный параметрический анализ функционирования систем ДЗЗ. Разработан программный комплекс для расчетов различных параметров функционирования систем ДЗЗ, рассмотрено применение комплекса на конкретном примере.

Ключевые слова: космические системы, дистанционное зондирование Земли, орбитальные группировки, целевое функционирование, бортовая аппаратура, периодичность наблюдения, оптимизация, программный комплекс, моделирование, параметрический анализ, анализ эффективности.

Пегачкова Е. А.

Рассматривается задача оптимального перехода искусственного спутника Земли с начальной круговой орбиты на геостационарную орбиту с наименьшими затратами топлива. Классическое решение задачи приводит к минимизирующей последовательности с бесконечным количеством включений двигателя на бесконечно малые промежутки времени. Такой импульсный режим практически не реализуем. Поэтому предлагается учитывать неэффективный расход топлива при включении и выключении реактивного двигателя, решая задачу в классе логико-динамических систем (ЛДС). В этом случае оптимальный процесс имеет конечное число включений двигателя и может быть реализован на практике. Приближенное решение находится на основе необходимых условий оптимальности ЛДС. Проводится сравнение применяемых необходимых условий с принципом максимума. Обсуждаются результаты расчетов, а также их практическая применимость.

Ключевые слова: геостационарная орбита, логико-динамические системы, необходимые условия оп-тимальности.

Кислых В. В., Кудимов Н. Ф., Панасенко А. В., Третьякова О. Н.

В статье приведены постановки задач и результаты численного моделирования процессов в поршневой газодинамической установке, предназначенной для получения сверхзвукового потока газа для отработки изделий ракетно-космической техники. Была разработана методика решения трех взаимосвязанных физических задач расчета динамики движения поршня; нестационарного газодинамического процесса и нестационарного процесса теплопередачи в установке. Реализован алгоритм параллельных вычислений с использованием технологии Message Passing Interface (MPI) для расчета задачи на многопроцессорных вычислительных системах. Проведено сравнение полученных результатов численного моделирования с результатами эксперимента.

Ключевые слова: тепломассоперенос, газодинамическая установка, численное моделирование, уравнения Навье-Стокса, модели турбулентности, сложный теплообмен, параллельные вычисления

Системы управления

Зайцев А. В., Канушкин С. В., Никишов А. Н., Семёнов А. В.

Изложенные результаты работы получены при финансовой поддержке Минобрнауки по проекту НК-528П/58ФЦП При использовании технических систем, которые могут в той или иной степени угрожать жизни и здоровью человека, особо остро встает вопрос о своевременном техническом обслуживании систем, призванном предотвратить или минимизировать риск внезапного отказа.

Ключевые слова: тестирование и диагностика, авиакосмические системы, идентификация

Системы навигации

Кузнецов И. М., Пронькин А. Н., Веремеенко К. К.

В статье рассматривается бортовой навигационный комплекс, входящий в состав усовершенствованной системы управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS), предназначенной для наземных транспортных средств аэропорта. Предлагается структура комплекса, рассматриваются его основные характеристики. Приводится методика имитационного и полунатурного моделирования, в соответствии с которой проводится численное исследование свойств системы на разработанном программном комплексе. Рассмотрены несколько сценариев моделирования, в одном из которых после первоначальной работы спутниковой навигационной системы (СНС), функционирующей в дифференциальном режиме, следует интервал отсутствия сигналов от корректирующей станции, и система продолжает работу в автономном режиме – при совместной обработке информации от бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС), построенной на микромеханических гироскопах и акселерометрах, бортового одометра и магнитного датчика курса. Оценены точностные характеристики навигационного обеспечения на предмет удовлетворения требованиям Doc 9830 AN/452 ICAO. Представлены результаты в виде ошибок оценивания основных параметров и их СКО.

Ключевые слова: аэропортовый наземный транспорт; A-SMGCS; интегрированная навигационная система; дифференциальный режим; бортовой одометр; неголономность.

Техническая кибернетика. Информационные технологии. Вычислительная техника

Коршиков С. Б., Терентьев М. Н., Мусолов М. Н.

В статье анализируется возможность использования в реальной сфере экономики метода результативного искажения, обеспечивающего повышение производительности шифрования и предотвращение снижения криптостойкости при защите информации геометрических моделей изделий от несанкционированного доступа. Сделан вывод о возможности применения метода в авиационной промышленности.

Ключевые слова: геометрическая модель, распределенное предприятие, метод результативного искажения, условия применимости, отрасль промышленности

Козаченко Д. А., Григорьев Е. В., Бодрышев В. В.

Рассматривается математический алгоритм расчета единого критерия сложности геометрии электронного макета изделия (ЭМИ). Приведены результаты анализа методов создания твердотельной модели в виде локальных критериев, влияющих на сложность геометрии изделия. Приведен математический аппарат, предназначенный для автоматического расчета единого критерия сложности геометрии деталей и сборок. Данный критерий позволит ускорить бизнес-процессы конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП) на машиностроительных предприятиях авиационной отрасли.

Ключевые слова: cложность ЭМИ; автоматизация КТПП; PLM; PDM; STEP; CALS; распределение работ; сложность твердотельной модели; проектирование авиакосмических изделий.

Материаловедение

Белашова И. С., Шашков А. О.

Для азотируемых деталей авиационной техники, таких как листовые детали обшивки и внутреннего силового набора, раскатных обечаек, деталей крепежа и др. разработан новый метод низкотемпературного азотирования – в условиях термогазоцикла, заключающийся в периодическом чередовании циклов насыщения и рассасывания азотированного слоя при максимально возможном снижении насыщающей способности атмосферы. Предлагаемый новый метод термогазоциклического азотирования является эффективной, новой технологией упрочнения современных деталей аэрокосмической техники, позволяющей до 10 раз сократить расход насыщающего газа и выбросы в атмосферу, в 4-6,5 раз — время процесса, а также увеличить толщину диффузионного слоя в 2-6 раз без снижения его физико-механических характеристик. Предложен новый технологический параметр – длительность полуциклов, позволяющий просто с точки зрения реализации и эффективно регулировать фазовый состав и строение слоя с целью получения требуемых физико-механических характеристик упрочняемых деталей.

Ключевые слова: азотирование; термогазоцикл; длительность полуциклов; насыщение; рассасывание (деазотирование)

Экономика и менеджмент

Беспалова В. Е.

В статье проанализированы некоторые проблемные аспекты современного состояния предприятий авиационной промышленности, определены перспективы их развития. Рассмотрены пути совершенствования методики сценарного анализа инновационных проектов авиационной отрасли, позволяющей провести точную оценку уровня инвестиционного риска. Приведена классификация проектных рисков инновационных предприятий по уровню финансовых потерь.

Ключевые слова: инновационный проект, инвестиционный риск, анализ сценариев, чистая приведенная стоимость, бизнес-модель

Любимцева С. В.

Авиационная промышленность как подсистема российского общественного произ-водства находится под воздействием национальной и мировой экономических систем, по отношению к которым она абсолютно открыта. Для нее характерно длительно сохраняемое состояние неустойчивости и спад. Обеспечение конкурентоспособности отрасли требует инновационных трансформаций производства, изменений в организации, селекции системных признаков. При этом должны учитываться особенности внешней среды, формирование информационной экономики, современные тенденции в развитии глобального рынка.

Ключевые слова: специфика рынка высокотехнологичного производства, современные тенденции в организации производства, инновационные трансформации, глобальная информационная экономика, системный подход

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход