2014. № 72


Методы и средства обучения

Алехина О. А., Уколова Л. Е.

Цель исследования: проанализировать особенности подготовки бакалавров и магистров в сфере рекламы и связей с общественностью для аэрокосмической отрасли. В статье рассматривается специфика подготовки бакалавров, обучающихся по профилю подготовки «Реклама и связи с общественностью в аэрокосмическом комплексе» и магистров, обучающихся по программе «Связи с общественностью в авиационной сфере» в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). В статье проведен анализ особенностей взаимопроникновения аудиторных занятий, учебной практики и научно-исследовательской работы студентов. Показано, что в современных условиях практическая и научная деятельность неотделимы от теоретической подготовки. В формировании специалистов в современных условиях должна обеспечиваться интеграция научных и практических дисциплин, теоретические знания необходимо подкреплять практическими умениями и навыками.

Авторы рассматривают особенности содержания учебных программ для практики и научно-исследовательской деятельности студентов разных форм обучения с учетом современных требований в сфере рекламы и связей с общественностью, а также запросов работодателей, которыми являются представители аэрокосмической сферы. Критериями оценки эффективности подготовки выпускников Московского авиационного института обозначенного профиля являются награды в отраслевых конкурсах, а также профессиональное трудоустройство выпускников.

Выводы исследования применимы для подготовки бакалавров и магистров, обучающихся в высших учебных заведениях по направлениям «Реклама и связи с общественностью».

Ключевые слова: реклама, связи с общественностью, научно-исследовательская деятельность, образовательная программа подготовки, направление подготовки, аэрокосмическая отрасль, авиационная сфера

Искандарова О. Ю.

Наиболее важными структурными компонентами при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов авиационного университета являются: мотивационно-ценностный, содержательный и поведенческо-деятельностный компонент «Я»-концепция становится системообразующим и регулирующим фактором к профессиональному росту и творческой активности. Профессиональная информация из иностранных источников может рассматриваться как ценностная ориентация и когнитивный мотив к изучения иностранных языков, а также критерием овладения иностранным языком в критериальном компоненте модели системы формирования иноязычной профессиональной компетентности специалиста авиационного профиля.

Ключевые слова: структура иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента авиационно-технического университета, «Я»-концепция, организационно – мотивационный, содержательный, поведенческо-деятельностный, аксиологическая, гносеологическая

Кузнецов А. Н.

Проблема профессиональной межкультурной стратегической компетентности студентов неязыковых вузов (ПМСКСНВ) исследуется в контексте актуальных требований рынка труда в условиях его интернационализации. В этой связи требуется пересмотр соответствующих аспектов содержания и технологии высшего неязыкового образования с учетом парадигмы компетентностного подхода, реалий российского и зарубежного образования, внедрения новых дидактических технологий (в т. ч. скриптирования и скафолдинга), а также результатов предыдущих российских и международных исследований в этой области. Автор подробно рассматривает компоненты ПМСКСНВ и основные методы, средства и условия ее формирования; особое внимание уделяется стратегии формирования, учебно-методическому комплекту, мультимедийным инструментам.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, профессиональная коммуникация, скриптирование, скафолдинг, технические вузы

Чуксина О. В., Яновская Г. С.

В данной статье рассматривается  цель курса овладения иностранным языком в неязыковом вузе и анализируются трудности обучения лексической компетенции студентов авиационных специальностей.  В статье определяется номенклатура продуктивных и рецептивных лексических навыков, необходимых для формирования у студентов авиационного вуза. Рассматриваются особенности авиационной терминологии. Предлагаются упражнения для развития лексической компетенции.

Ключевые слова: межкультурная коммуникативная профессионально ориентированная компетенция, авиационная терминология, продуктивные и рецептивные лексические навыки, лексические упражнения

Математика. Физика. Механика

Кибзун А. И., Хромова О. М.

Статья посвящена решению задачи коррекции положения стохастической системы по квантильному критерию, которая встречается в задачах управления летательными аппаратами. Рассматривается двухэтапная задача стохастического программирования с билинейной функцией потерь при нормальном распределении случайных факторов. Предложен алгоритм, основанный на решении параметрической задачи выпуклого программирования, скалярный параметр которой выбирается с помощью метода дихотомии. Полученное решение оказывается гарантирующим для исходной задачи.

Ключевые слова: стохастическое программирование, двухэтапная задача, квантильный критерий, нормальное распределение, выпуклое программирование

Кан Ю. С., Травин А. А.

Приводится описание комплекса программ, реализующих алгоритмы вычисления вероятностного и квантильного критерия с заданной точностью для функции потерь, которая является выпуклой и кусочно-линейной по двумерному или трехмерному гауссовскому случайному вектору. Алгоритмы основаны на специальных процедурах численного интегрирования, позволяющих определять сколь угодно точные двусторонние оценки вероятностных мер выпуклых многогранников в гауссовском случае.

Ключевые слова: вероятность, квантиль, линейные неравенства, выпуклые многогранники

Баркин М. Ю.

Исследуется возмущенное вращательное движение изолированного небесного тела с изменяемой геометрией масс в постановке Лиувилля, но на основе уравнений движения в переменных действие – угол для задачи Эйлера - Пуансо. Построены уравнения движения в указанных переменных и методом малого параметра получено их приближенное решение. Предполагается, что тело испытывает малые изменения геометрии масс.

Ключевые слова: переменные действие-угол, невозмущенное движение Эйлера – Пуансо, задача Лиувилля, ряды Фурье, эллиптический интеграл

Безгласный С. П., Батина Е. С., Пиякина Е. Е.

Рассматривается задача о параметрическом управлении плоскими движениями  двухмассового маятника (качелями). Предложен новый закон управления раскачкой и успокоением качелей при предположениях об ограничениях на перемещения подвижной массы и о гладкости закона управления. Управляющим параметром  является   непрерывно изменяющаяся и зависящая от фазового состояния длина участка стержня от точки подвеса маятника до подвижной массы. Построены функции Ляпунова, доказывающие асимптотическую устойчивость и неустойчивость нижнего положения маятника в случаях его успокоения и раскачки соответственно.

Ключевые слова: перевернутый маятник, ограниченное управление, функция Ляпунова, асимптотическая устойчивость

Александров В. В., Сидоренко Г. Ю.

Рассматривается движение перевернутого двухзвенного маятника с подвижной точкой опоры и ограниченными ресурсами по возмущению. Путем анализа задачи о максимальном отклонении центра масс маятника, обосновывается выбор ускорения нижнего подвижного основания в виде кусочно-постоянной функции от угловой скорости. Посредством построения точечного отображения на секущей плоскости в четырехмерном пространстве в системе четвертого порядка построен орбитально-устойчивый предельный цикл, которому соответствуют автоколебания. Полученный алгоритм движения нижнего основания маятника может быть использован в качестве тестирующего движения имитационного стенда для тестирования вестибулярных протезов.

Ключевые слова: перевернутый маятник, автоколебания, предельный цикл, наихудшие возмущения, вестибулярный протез

Авиационные технологии

Ендогур А. И., Кравцов В. А., Солошенко В. Н.

Изложены принципы рационального проектирования конструкций с применением композиционных материалов (КМ), основанные на учете особенностей конструирования стыковых соединений. Проанализировано распределение локальных напряжений в зоне установки болтовых соединений при растяжении и сжатии (смятии) КМ. Сформулирован принцип преимущественного влияния на весовую эффективность применения КМ в конструкциях массы стыковых соединений. Сформулирован принцип обязательного согласования КСС агрегата и возможностей способа изготовления конструкции из КМ.  Сформулирован принцип необходимости согласования допусков на посадочные размеры соединяемых деталей

Ключевые слова: композиционный материал, рациональная конструкция, технология, агрегат

Бураго Н. Г.

Разработан новый инженерный метод расчета  аэродинамических коэффициентов сил и продольного момента Л.А. (летательных аппаратов). Л.А. имели X-крылья с малым отношением сторон. Крылья имеют малый размах и большую протяженность вдоль корпуса. Они вписываются в квадрат со сторонами равными диаметру корпуса. Метод простой, достаточно точный. Приводятся данные аэродинамического эксперимента. Эксперимент проведен в аэродинамических трубах «кафедры аэродинамики» МАИ.

Ключевые слова: метод, аэродинамические коэффициенты, летательный аппарат, схема «икс», корпус, крылья, малое удлинение, малый размах, эксперимент

Ньи Н. Х., Маркин Л. В., Соседко А. А.

Рассмотрены геометрические аспекты автоматизированной компоновки транспортной (прежде всего авиационной) техники.  Для решения поставленной задачи предлагается использовать дискретные методы описания пространства компоновки (рецепторные модели), на основании которых сформирован алгоритм проектирования соединительных трасс, размеры которых сопоставимы с размерами уже скомпонованных объектов (так называемая телесная трассировка). Дополнительным требованием к проектированию таких трасс является требования обеспечения заданной гладкости линии тока трассы. Основное направление модификации известных алгоритмов – оптимизация эвристической функции алгоритма, определяющей выбор направления поиска к целевой вершине, что позволяет алгоритму избежать обхода многих лишних вершин.  Проведена оценка точности рецепторных геометрических моделей и показаны особенности их использования на примере легкого самолета “АСА-2”.

Ключевые слова: проектирование, трассировка, рецепторные модели, телесная трассировка, каналовые поверхности, обход препятствий, сглаживание траектории, зоны обслуживания, оценка точности

Лебедев Г. Н., Ву С. Х., Ву С. Д.

Решается задача интегрированного управления тягой двигателя и рулем воздушного судна при его автоматическом причаливании. В качестве сигнала тревоги о некоординированности действии используется полученная с помощью динамического программирования функция риска.

Ключевые слова: воздушное судно, дирижабль, тяга, руль, терминальная точка, оптимальное управление, линейный и релейный регулятор, причаливание

Космические технологии

Константинов М. С., Нгуен Д. Н.

Проводится оптимизация траектории межпланетного перелёта при использовании схемы полёта, когда на первом гелиоцентрическом этапе перелета (после выхода КА из грависферы Земли с некоторым гиперболическим избытком скорости) электроракетная двигательная установка обеспечивает встречу КА с Землей для гравитационного маневра у неё. На последующих этапах полета (после этого гравитационного маневра у Земли) не предполагается использование маршевого двигателя. Вся траектория КА (от старта с околоземной орбиты до подлета к планете назначения (Юпитеру)) анализируется в рамках ограниченной задач трех тел (Земля – Солнце – КА). Задача оптимизации траектории гелиоцентрического перелета космического аппарата формулируется с использованием принципа максимума Понтрягина. Анализируемая транспортная космическая система базируется на ракете-носителе «Протон М», химическом разгонном блоке «Бриз М» и электроракетной двигательной установке, использующей стационарные плазменные двигатели СПД-140Д. Новизна настоящего исследования связана с разработкой методики оптимизации траектории межпланетного перелета КА с ЭРДУ при использовании гравитационного маневра у Земли в рамках задач трех тел. Производится сравнительный анализ результатов, полученных в рамках задач трех тел, с результатами, полученными с использованием метода грависфер нулевой протяженности.

Ключевые слова: космический аппарат, Юпитер, оптимизация траектории перелета, гравитационный маневр, условия трансверсальности

Никитин П. В., Павлюк Е. А.

Представлены результаты анализа тепло-массообмена на холодной поверхности спускаемого космического аппарата, выполненного в виде притупленного сферой конуса, при его спуске с круговой орбиты в плотных слоях атмосферы Земли по сложной гипотетической траектории. При этом расчёт теплообмена проведён с использованием известных параболических критериальных соотношений. Такой инженерный расчёт не требует знания сложной волновой газодинамики обтекания КЛА гиперзвуковым потоком. Необходимые для расчёта газодинамические параметры на внешней границе пограничного слоя рассчитывались по простому алгоритму с использованием газодинамических таблиц сверхзвукового течения на поверхности затупленных сферой конусов.
По указанному алгоритму выполнен  расчёт траекторных параметров и теплообмена на поверхности спускаемого космического аппарата на гиперзвуковом участке полёта с длительностью более 1000сек. На базе анализа результатов расчёта, выбрана «активная» система тепловой защиты головной части спускаемого космического аппарата. Проведён расчёт потребного удельного массового расхода  газа-охладителя, обеспечивающий  надёжные условия работы данной системы в зоне притупления.

Ключевые слова: спускаемый космический аппарат, тепло-массообмен, гиперзвуковая скорость, тепловая защита, траекторные параметры, энтальпия торможения, массовый секундный расход газа-охладителя

Аэрокосмическое двигателестроение

Зуев Ю. В., Лепешинский И. А., Никитин П. В.

Излагается математическая модель двухфазной турбулентной струи. С использованием этой модели проведены расчеты параметров двухфазных струй с учетом и без учета конвективного теплообмена. Полученные результаты позволили выявить влияние конвективного теплообмена между фазами на изменение скорости газа в двухфазной струе. Найдено значение начальной концентрации частиц в струе, до которого при расчете динамических характеристик струй межфазовый теплообмен можно не учитывать. При этом можно использовать математическую модель двухфазной струи, в которой температура газовой фазы рассчитывается независимо от температуры частиц.

Ключевые слова: двухфазная струя, математическая модель, конвективный теплообмен, скорости фаз

Машиноведение. Машиностроение

Битюков Ю. И.

Представлено построение на гладкой поверхности локальной системы координат, обладающей двумя важными в практических приложениях свойствами. Во-первых, координатное отображение выписывается в явном виде, во-вторых, оно сколь угодно мало отличается от координатного отображения полугеодезической системы координат. Используя построенную систему координат и теорию графов, в статье находится оптимальный закон движения раскладочного механизма намоточного станка. Такой закон движения ищется в некотором ориентированном, взвешенном графе путем, который имеет наименьшую сумму весов ребер, представляющих собой время перехода между двумя последовательными вершинами.

Ключевые слова: намотка, геодезическая, полугеодезическая система координат

Системы управления и навигации

Бусурин В. И., Наинг Т. Л., Бердюгин Н. А., Ахламов П. С.

Рассмотрена структура и математическая модель преобразователя ускорения на основе оптического туннелирования, произведено моделирование его характеристик для воспринимающих элементов различной формы.

Ключевые слова: авиационные двигатели, агрессивные среды, повышенная температура, кварцевый преобразователь, ускорение, воспринимающий элемент, балка, прогиб балки

Электротехника. Электромеханика

Ребров С. Г., Янчур С. В., Мансуров В. С., Московкин С. А.

Проведены экспериментальные исследования на пожаровзрывобезопасность как одиночных литий-ионных аккумуляторов, так и аккумуляторов в составе аккумуляторной батареи, которые включали испытания на стойкость к возгоранию и взрыву аккумулятора при внешнем коротком замыкании и при ударном воздействии металлическим пробойником.

Ключевые слова: короткое замыкание, литий-ионный аккумулятор, надежность, пожаровзрывобезопасность, температурный режим

Техническая кибернетика. Информационные технологии. Вычислительная техника

Заковряшин А. И.

Предложен метод количественных оценок технических состояний сложных систем, включающий оценку качества функционирования на основе непрерывной математической модели состояний, функции принадлежностей параметров объекта.

Ключевые слова: метод количественных оценок технических состояний, процедура оценки качества функционирования, дискретная и непрерывная математические модели состояний сложных систем

Радиотехника. Электроника. Телекоммуникационные системы

Добряков В. А., Енгалычев А. Н., Назаров А. В.

Качество начального размещения компонентов интегральных схем в значи-тельной степени определяет эффективность всего этапа размещения элементов в системах с большим числом компонентов, к которым относятся современные ком-плементарные металл-окисел-полупроводниковые большие интегральные схемы (КМОП БИС) двойного назначения. В настоящей работе для получения начального размещения предлагается использовать метод случайных назначений базовых эле-ментов в позиции на кристалле КМОП БИС. В статье выведена формула расчета такой оценки числа случайных перестановок, что после их проведения можно с вероятностью, превышающей заданную утверждать, что, хотя бы одна перестановка имеет длину связей меньше заданного порогового значения.

Ключевые слова: размещение, метод случайных назначений, КМОП БИС двойного назначения, суммарная длина связей, автоматизация проектирования, базовый матричный кристалл, алгоритм

Добряков В. А., Енгалычев А. Н., Назаров А. В.

Известно, что метод граничных элементов (МГЭ) уменьшает размерность ис-ходной задачи на единицу, делая двумерные задачи одномерными, а трехмерные – двумерными. Следует ожидать также пропорционального снижения вычислитель-ной сложности  МГЭ по сравнению с методом конечных элементов (МКЭ). В на-стоящей работе проведена количественная оценка применения обоих методов к за-даче теплового моделирования одного и того же технического объекта, которая показывает, что МГЭ позволяет находить более точное решение при меньших затратах машинного времени.

Ключевые слова: метод граничных элементов, метод конечных элементов, технический объект, фазовая переменная, граничные условия, функция влияния, фундаментальное решение, симплекс-элемент, интерполяционный полином, САПР

Материаловедение

Гетманов А. Г., Мамонов С. В., Мартиросов М. И., Рабинский Л. Н.

Приводится описание комплекса программ, реализующих алгоритмы вычисления вероятностного и квантильного критерия с заданной точностью для функции потерь, которая является выпуклой и кусочно-линейной по двумерному или трехмерному гауссовскому случайному вектору. Алгоритмы основаны на специальных процедурах численного интегрирования, позволяющих определять сколь угодно точные двусторонние оценки вероятностных мер выпуклых многогранников в гауссовском случае.

Ключевые слова: эксперимент, растяжение, алюминиевый сплав, защитные покрытия, порошковые краски, лаки, модуль упругости

Формалев В. Ф., Кузнецова Е. Л., Селин И. А.

Изложена математическая модель, алгоритм программный комплекс численного решения задач о тепловом состоянии теплозащитных композиционных материалов в условиях фазовых превращений при аэрогазодинамическом нагреве. Физико-математическое моделирование изложено на основе нового закона разложения связующих теплозащитных композиционных материалов и нового нелинейного закона фильтрации пиролизных газов при разложении связующих композиционных материалов используемых в качестве теплозащитных для гиперзвуковых летательных аппаратов. Программный комплекс, построенный по модульному принципу, имеет управляющую программу, позволяющую по анализу входных данных формировать из программных модулей ориентированные графы частных математических моделей из обобщенной математической модели

Ключевые слова: композиционные материалы, тепломассоперенос, гиперзвуковые летательные аппараты, теплозащита, аэрогазодинамический нагрев, алгоритм, программный комплекс

Экономика и менеджмент

Агеева Н. Г.

Рассмотрены состояние и перспективы развития процессов управления на основе требований к разработчику современных самолетов. Это требует разработки адекватных инструментов организации и управления проектированием отечественных авиационных систем. Целью в работе является выявление факторов, определяющих необходимость изменений в организационных и управленческих процессах при проектировании авиационных систем, и предложение подхода по развитию и ускорению процессов проектирования, сокращения временного цикла разработки новых самолетов, повышении его качества. Результатом исследования являются: формирование требований к процессам планирования и управления проектированием в современных условиях; описан уровень функционального дизайна V модели проектирования на всем этапе жизненного цикла; в технологии системного инжиниринга представлены этапы управление конфигурациями функциональных систем. Областью применения результатов исследования являются системы управления и планирования проектных организаций, а также предприятий, работающих на начальной фазе разработки и проектирования инновационной продукции.

Ключевые слова: модель жизненного цикла, процессы управления, системный инжиниринг, V процесс проектирования, стратегия, организация

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход