Проектно-баллистический анализ перспектив применения одноступенчатой ракеты-носителя для снабжения орбитальной станции на солнечно-синхронной орбите


DOI: 10.34759/trd-2023-129-25

Авторы

Кузнецов Ю. Л.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия

e-mail: kuznetsovyury@mail.ru

Аннотация

Обосновывается проектный облик, схема полёта и массово-энергетические параметры многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя (РН), обеспечивающей доставку полезной нагрузки (ПН) непосредственно на борт орбитальной станции, которая функционирует на солнечно-синхронной орбите (ССО) высотой 350 км и наклонением 97 град. Показано, что для универсальной РН, имеющей возможность транспортировки пилотируемых и беспилотных ПН, а также для повышения массового совершенства её конструкции, топливный отсек целесообразно изготавливать в виде моноблока с совмещёнными днищами и размещением ПН в передней части РН. Приводятся результаты оптимизации параметров и режимов работы двигательной установки орбитального маневрирования (ДОМ) и условий применения одноступенчатых многоразовых РН.

Ключевые слова:

одноступенчатая ракета-носитель, транспортно-техническое обеспечение, проектный облик, массово-энергетические характеристики

Библиографический список

  1. Хохлов А., Красильников А. EVA-33 или возвращение в исходное состояние // Новости космонавтики. 2016. Т. 26. № 1. С. 10-11.
  2. Красильников А. Утечка воздуха на МКС // Новости космонавтики. 2018. № 10. C. 18-20.
  3. Александров Б. МКС 20 лет на орбите // Взлёт. 2018. № 11-12. C. 50-53.
  4. Воронцов Д. После МКС. О проекте станции РОСС // Взлёт. 2021. № 7-8. С. 79-80.
  5. Афанасьев И., Воронцов Д. Летим на Луну? // Взлёт. 2015. № 10. C. 52-56.
  6. Железняков А., Извеков И. Пока верстался номер // Новости космонавтики. 2017. № 10. С. 3.
  7. Гэтланд К. Космическая техника: иллюстрированная энциклопедия. — М.: Мир, 1986. — 296 c.
  8. Кобелев В.Н., Милованов А.Г. Средства выведения космических аппаратов. — М.: Рестарт, 2009. — 526 c.
  9. Михалёв С.М. Адаптация аэрокосмической системы к выведению спутников на высокоэнергетические орбиты // Труды МАИ. 2020. № 106. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=105690
  10. Лукашевич В.П., Афанасьев И.Б. Космические крылья. — М.: ЛенТа странствий, 2009. — 496 с.
  11. Вавилин А.В., Дегтярь В.Г., Маханьков С.А., Молчанов С.Ф. Назначение, возможности и особенности создания многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя КОРОНА // XLII академические чтения по космонавтике (23-26 января 2018 года): сборник тезисов. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. — 476 с.
  12. Чванов В.К., Денисов А.Э., Лёвочкин П.С., Старков В.К., Стернин Л.Е., Ширшов В.Е., Юрьев В.Ю. Использование сопел с центральным телом в компоновочных схемах многокамерных двигательных установок ракет-носителей // Труды НПО «Энергомаш». № ХХХI. — М.: НПО «Энергомаш», 2014. С. 69-89.
  13. Рао Г. Исследование ракетных двигателей на жидком топливе. — М.: Мир, 1964. — 449 с.
  14. Бейчел Р. Разработка соплового блока для одноступенчатого космического самолёта // Астронавтика и ракетодинамика. 1976. № 1. С. 1-12.
  15. Красильников А.А. Северный ветер «Борей» задул на станции // Новости космонавтики. 2017. № 9. С. 18.
  16. Петров К.П. Аэродинамика транспортных космических систем. — М.: Эдуториал УРСС, 2000. — 365 с.
  17. Фирсов В.П., Гордеев В.А., Антюхов И.В., Воробьёв Н.Н., Морозов В.И. Захолаживание кислородно-водородного двигателя и расходных магистралей разгонного блока 12КРБ. Научно-технические разработки ОКБ-23-КБ «Салют». — М.: Воздушный транспорт, 2006. С. 362-373.
  18. Buedeler W. Geschichte der Raumfahrt. Strasburg, Sigloch edition, 1979, 498 р.
  19. Афанасьев И.Б., Воронцов Д.А. Первая космическая гонка: поединок за спутник. — М.: Русские витязи, 2017. — 342 с.
  20. Асюшкин В., Викуленков В., Ишин С. Итоги создания и начальных этапов эксплуатации межорбитальных космических буксиров типа «Фрегат» // Вестник НПО имени С.А. Лавочкина. 2014. № 1. С. 3-9.

Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход