Математическое моделирование динамического поведения двухроторных систем турбомашин с межвальным подшипником
Авторы
*, **Иркутский государственный университет путей сообщения, ИрГУПС, ул. Чернышевского, 15, Иркутск, 664074, Россия
*e-mail: dudaev_ma@mail.ru
**e-mail: pykhalov_aa@mail.ru
Аннотация
Решение актуальной задачи повышения характеристик экономичности, приемистости и других рабочих параметров газотурбинных двигателей (ГТД) авиационного и наземного назначения обусловило применение в них многороторной (многокаскадной) компоновки роторной системы (РС), реализация которой чаще всего связана с использованием межроторных (межвальных) подшипников. Цель представленного в работе исследования заключается в дальнейшем развитии математического моделирования анализа динамического поведения РС ГТД, построенной с использованием двухроторной компоновки ее конструкции, и состоящей из роторов низкого (РНД) и высокого давления (РВД), между которыми расположен межвальный подшипник, служащий опорой турбины РВД на вал РНД. Математическая модель анализа динамического поведения РС ГТД построена на основе метода конечных элементов (МКЭ) и решения контактной задачи теории упругости, позволяющей учитывать в конструкциях роторов условия сопряжения деталей; реализованная в виде комплекса программ (решателя). С применением представленной математической модели получены амплитудно-временные (частотные) характеристики (АВХ) роторной системы конструкции современного газотурбинного двигателя, а также картина деформированного состояния и поля динамических напряжений.
Сравнительный анализ результатов динамического поведения РС без учета влияния межвального подшипника и с учетом этого влияния показывает, в частности, появление дополнительных гармоник в рабочей области частот вращения РС, а также интерференцию колебаний в виде «размытия» АВХ.
Ключевые слова:
газотурбинный двигатель, роторная система, метод конечных элементов, контактная задача, роторная динамикаБиблиографический список
- Хронин Д.В. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1989. – 565 с.
- Иноземцев А.А., Сандрацкий В.Л. Газотурбинные двигатели. - Пермь: ОАО «Авиадвигатель», 2006. – 1204 с.
- Боровиков Д.А., Ионов А.В., Селиверстов С.Д., Яковлев А.А. Анализ влияния дополнительной осевой ступени компрессора на характеристики малоразмерных турбореактивных двигателей // Труды МАИ. 2017. № 96. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=85718
- Хронин Д.В. Теория и расчет колебаний в двигателях летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1970. – 412 с.
- Иноземцев А.А. Нихамкин М.А. Динамика и прочность авиационных двигателей и энергетических установок. – Пермь: ОАО «Авиадвигатель», 2008. – Т. 4. – 199 с.
- Болховитин М.С., Боровиков Д.А., Ионов А.В., Селиверстов С.Д. Разработка испытательного стенда для малоразмерных газотурбинных двигателей // Труды МАИ. 2016. № 91. URL: https://www.trudymai.ru/published.php?ID=75612
- Равикович Ю.А., Холобцев Д.П., Архипов А.Н., Шахов А.С. Расчетно экспериментальное исследование динамики и прочности основных деталей ГТД с учетом геометрических отклонений // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2023. Т. 27. № 1 (99). С. 47-59.
- Большаков Р.С., Гозбенко В.Е., Выонг К.Ч. Математическое моделирование динамических состояний вибрационных машин // Труды МАИ. 2023. № 133. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=177652
- Bathe K.-J. Finite element procedures. Upper Saddle River, New Jersey, Prentice Hall, 1996, 1037 p.
- Chen Z. Finite Element Methods and Their Applications, Berlin, Germany, Springer, 2005, 411 p.
- Пыхалов А.А. Контактная задача статического и динамического анализа сборных роторов турбомашин: дис. …д-ра. техн. наук. – М.: МАИ, 2006. – 405 с.
- Дудаев М.А., Пыхалов А.А. Контактная задача в анализе динамического поведения сборных роторов турбомашин // Научный вестник Новосибирского государственного технического университета. 2015. № 3. С. 113-129. DOI: 10.17212/1814-1196-2015-3-113-129
- Pykhalov A.A., Dudaev M.A., Kolotnikov M.Ye. and etc. Dynamics of Assembled Structures of Rotor Systems of Aviation Gas Turbine Engines of Type Two-Rotor // Vibroengineering Procedia, 2016, no. 22, pp. 316-321.
- Vedeneev V.V., Kolotnikov M.E., Mossakovskii P.A. and etc. A Comprehensive Solution of the Problems of Ensuring the Strength of Gas Turbine Engine Compressor at the Design Stage // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2018, vol. 302 (1), pp. 012079. DOI: 10.1088/1757-899X/302/1/012079
- Тимошенко С.П., Янг С.Х., Уивер У. Колебания в инженерном деле. – М.: Машиностроение, 1985. – 472 с.
- Genta G. Dynamics of Rotating Systems. New York, USA, Springer, 2005. 661 p.
- Нахатакян Ф.Г. Влияние зазора в роликовых подшипниках на силовой контакт между его элементами // Труды МАИ. 2020. № 115. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=119901. DOI: 10.34759/trd-2020-115-04
- Дудаев М.А. Математическая модель балочного конечного элемента Тимошенко // Информационные и математические технологии в науке и управлении. 2023. № 3(31). С. 94-102. DOI: 10.25729/ESI.2023.31.3.009
- Милов А.Е. Контактная задача динамики сборных роторов турбомашин: дис. …канд. техн. наук. - Иркутск, Иркутский государственный университет путей сообщения, 2007. – 174 с.
- Дудаев М.А. Конечноэлементный решатель задачи роторной динамики одно и двухвальных турбомашин с контактным взаимодействием деталей и межвальными связями. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 29 2019617798, 20.06.2019.
Скачать статью