Согласование технического и биологического сегментов эргатической системы «самолет-летчик» с использованием нейросетевого подхода

Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов


Авторы

Евдокименков В. Н.1*, Ким Р. В.2**, Якименко В. А.3***

1. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия
2. Кафедра 304 «Вычислительные машины, системы и сети»,
3. Управление программного обеспечения,

*e-mail: evdokimenkovvn@mai.ru; vnevdokimenkov@gmail.com
**e-mail: romanvkim@yandex.ru
***e-mail: whyacehka@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрены методы оперативного контроля и послеполетного анализа действий летчика, в основе которых лежит использование индивидуально- адаптированной нейросетевой модели его деятельности, отражающей особенности управляющих реакций при выполнении типовых полетных режимов. Такие модели позволяют осуществлять прогноз точности приведения самолета в терминальную точку траектории на основе текущего вектора состояния. Структура и параметры нейросетевых моделей определяются на основе обработки данных предыдущих полетов, выполненных конкретным летчиком на конкретном самолете, и непрерывно уточняются по мере поступления новых данных. Приведены результаты апробации разработанных алгоритмов на примере обработки результатов выполнения посадки на аппаратно-программном симуляторе самолета МиГ-АТ.

Ключевые слова:

модель летчика, контроль деятельности летчика, система поддержки действий летчика, нейронная сеть, многослойный персептрон

Библиографический список

  1. Себряков Г.Г., Желтов С.Ю., Огинский А.А. Машиностроение. Энциклопедия. Т.1-4. Автоматическое управление. Теория. — М.: Машиностроение, 2000. С. 604-641.

  2. Себряков Г.Г. Моделирование деятельности человека-оператора в полуавтоматических системах управления динамическими объектами // Мехатроника, автоматизация, управление. 2010. № 4. С. 17-29.

  3. Себряков Г.Г. Проблемы проектирования полуавтоматических систем наведения летательных аппаратов // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2007. № 10. С. 2-8.

  4. Базлев Д.А., Евдокименков В.Н, Ким Н.В, Красильщиков М.Н. Концепция построения бортовой информационно-экспертной системы поддержки действий летчика в особых ситуациях полета // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2007. № 1. С. 10-25.

  5. Базлев Д.А., Евдокименков В.Н, Красильщиков М.Н. Построение характеристических множеств для индивидуально-адаптированной поддержки летчика при выполнении типовых полетных режимов // Известия РАН. Теория и системы управления. 2008. № 4. С. 97-108.

  6. Евдокименков В.Н., Ким Р.В., Красильщиков М.Н., Себряков Г.Г. Использование нейросетевой модели управляющих действий летчика в интересах его индивидуально-адаптированной поддержки // Известия РАН. Теория и системы управления. 2015. № 4. С. 111-123.

  7. Евдокименков В.Н., Ким Р.В., Векшина А.Б., Якименко В.А. Исследование индивидуальных особенностей управляющих действий лётчиков в процессе посадки на основе нейросетевых моделей // Вестник Московского авиационного института. 2015. № 3. С. 17-29.

  8. Архипова О.В. Новое решение задачи индикационного обеспечения режима интеллектуальной поддержки летчика // Труды МАИ, 2012, № 62: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=35521


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход