Угловое движение пассажирского самолета при отрыве от взлетно-посадочной полосы

Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов


Авторы

Маркин Н. Н.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия

e-mail: markin106@mail.ru

Аннотация

Рассматривается угловое движение самолета при отрыве от взлетно-посадочной полосы (ВПП) в случаях ошибочного использования тормозной системы и непреднамеренной ошибке в расчете центровки. В обоих случаях для отрыва от ВПП потребуется увеличить угол отклонения стабилизатора для поднятия носового колеса, отрыва от взлетно-посадочной полосы и более энергично отклонить руль высоты на кабрирование. Определяется влияние параметров управления в момент отрыва от ВПП на характеристики продольного углового движения в линейной области. В случае ошибочного использования тормозной системы отклонение стабилизатора для парирования пикирующего момента от силы трения приведет к увеличению кабрирующего момента органов продольного отклонения после отрыва от взлетно-посадочной полосы, что создает условия для превышения угла сваливания. Рекомендуется в случае невозможности оторвать самолет от ВПП на расчетной скорости на интервале времени 3 секунды принять решение о прекращении взлета и включить систему торможения самолета.

Ключевые слова:

самолет, взлет, угловое движение, управление, руль высоты, стабилизатор, сваливание, аналитическое конструирование оптимального регулятора

Библиографический список

  1. Ципенко В.Г., Бекмуханбетов М.Д. Исследование взлета самолета Ил-96-300 с целью обоснования выбора оптимальных углов отклонения закрылков // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. № 111. С. 166-168.

  2. Шевченко А.М., Салонников Ю.И., Начинкина Г.Н. Разработка и исследование метода прогнозирования взлета самолета // Проблемы управления. 2012. № 8. С. 63-68.

  3. Глубокая М.Г. Бортовая система поддержки принятия решений на этапе взлета пассажирского самолета // Техника воздушного флота. 2008. Т. LXXXII. № 1(690). С. 21-30.

  4. Павлов Б.В., Шевченко А.М. Средства информационной поддержки пилота на этапах взлета и посадки. // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 3. С. 206-414.

  5. Введение в летно-технические характеристики воздушных судов. Airbus, dream-air.ru

  6. Результаты расследования катастрофы Як-42 авиакомпании «Як Сервис», https://www.aex.ru/docs/3/2011/11/2/1446/

  7. Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия, http://www.mak.ru/russian/investigations/2008/report_ew-101pj.pdf

  8. Забытое крушение самолёта ЯК-40 в Шереметьево 09 марта 2000, http://911tm.9bb.ru/viewtopic.php?id=440

  9. Козин Р.В. Программа расчета взлетных характеристик самолета с учетом движения его вокруг центра тяжести // Труды ЦАГИ. 1977. Выпуск 1794. 12 с.

  10. Руководство по летной эксплуатации Як-42. — М.: Гос НИИ ГА, 2004. Книга 1 — 843 с. Книга 2 — 988 с.

  11. Имаев Д.Х. Синтез систем управления в среде MATLAB. — СПб.: ЛЭТИ, 2010.-78 с.

  12. Обухов Ю.В., Попов А.С., Орлов А.С., Котова А.О. Применение имитационного моделирования для оценки безопасности полётов // Труды МАИ. 2015. № 81. URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=57729

  13. Архипова О.В. Новое решение задачи индикационного обеспечения режима интеллектуальной поддержки летчика // Труды МАИ. 2012. № 62. URL: http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=35521

  14. Писаренко В.Н. Средства обеспечения приемлемого уровня безопасности полётов // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т.19. № 3. С. 27-34.


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2021

Вход