Разработка модели системы синтетического видения для перспективных гражданских самолётов

Информационно-измерительные и управляющие системы


Авторы

Дяченко С. А.

Кафедра 703 «Системное проектирование авиакомплексов» Института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы»,

e-mail: sergey.dyachenko@uac-ic.ru

Аннотация

В статье исследуется модель авиационной системы синтетического видения, формирующей на пилотажных индикаторах трёхмерное изображение закабинной обстановки на основе бортовых баз данных. В частности, разработаны архитектура (в соответствии с концепцией интегрированной модульной авионики) и программно-алгоритмическое обеспечение системы, позволяющее в режиме реального времени синтезировать трёхмерный план топографических участков земной поверхности с высокой степенью информативности. Приводятся результаты моделирования разработанного программно-алгоритмического обеспечения на примере реальных географических объектов (вулкан Ключевская сопка, остров Кунашир).

Ключевые слова

система синтетического видения, летательный аппарат, 3D-моделирование, ситуационная осведомлённость экипажа, человеко-машинный интерфейс

Библиографический список

  1. Федосов Е.А., Косьянчук В.В., Сельвесюк Н.И. Интегрированная модульная авионика // Радиоэлектронные технологии. 2015. № 1. С. 66 – 71.

  2. Авакян А.А. Унифицированная интерфейсно-вычислительная платформа для систем интегральной модульной авионики // Труды МАИ. 2013. № 65. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=35845

  3. Mayer U., Kaiser J., Gross M. Award’s synthetic vision flight guidance display as basic display for a free flight environment // IFAC Proceedings Volumes, Austria, 1999, vol. 32, issue 2, pp. 6558 – 6563.

  4. Kramer L.J., Bailey R.E., Ellis K.K. Using Vision System Technologies for Offset Approaches in Low Visibility Operations // Procedia Manufacturing, The Netherlands, 2015, vol. 3, pp. 2373 – 2380.

  5. Береговой Г.Т., Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф. и др. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. – М.: Наука, 1978. – 301 с.

  6. Доброленский Ю.П., Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. и др. Методы инженерно-психологических исследований в авиации. – М.: Машиностроение, 1975. – 280 с.

  7. Визильтер Ю.В. Enhanced and synthetic vision system implementation based on IMA platform // Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития интегрированной модульной авионики», Москва, 29-30 октября 2012, 51 с.

  8. Дятлова О.С. К вопросу информационного обеспечения экипажа воздушного судна // Информационно-управляющие системы. 2011. № 4. С. 24 – 29.

  9. Неретин Е.С., Дяченко С.А., Дудкин С.О. и др. Применение систем технического видения при заходе на посадку в сложных метеоусловиях // XXV Международная научно-техническая конференция «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации». Сборник трудов. (Алушта, 14-20 сентября 2016). – М.: Технология, 2016. – С. 119.

  10. Гуров В.С., Колодько Г.Н., Костяшкин Л.Н. и др. Обработка изображений в авиационных системах технического зрения. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2016. – 240 с.

  11. Шелагурова М. С. Система информационного обеспечения синтезированного видения для бортовых комплексов летательных аппаратов: Дисс. канд. техн. наук. – М.: 2015. – 223 с.

  12. Vygolov, O.V. Enhanced and synthetic vision systems development based on integrated modular avionics for civil aviation // 32nd IEEE/AIAA Digital Avionics Systems Conference, USA, East Syracuse, 2013, 14 p.

  13. Зайцев Д.Ю., Неретин Е.С., Рамзаев А.М. Разработка архитектуры универсального модульного контроллера авионики // Труды МАИ. 2016. № 85. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=66460

  14. Wiesemann T., Schiefele J., Kubbat W. Multi-resolution terrain depiction on an embedded 2D/3D synthetic vision system // Journal of Aerospace Science and Technology, 2005, vol. 9, Issue 6, pp. 517 – 524.

  15. ICAO. Annex 15 to the Convention on International Civil Aviation: Aeronautical Information Services. 13th Edition. International Civil Aviation Organization, Canada, Montreal, 2010, 144 p.

  16. Руководство по минимальным стандартам характеристик авиационных систем улучшенного видения, искусственного видения, комбинированных систем искусственного видения и бортовых систем увеличения дальности видения. Р-315. – М.: АР МАК, 2011. – 86 с.

  17. Квалификационные требования КТ-200А. Обработка аэронавигационных данных. – М.: АР МАК, 2004. – 55 с.

  18. Farr T.G., Rosen P.A., Caro E. et al. The Shuttle Radar Topography Mission // Reviews of Geophysics, 2007, no. 45 (2), pp. 1 – 33, doi:10.1029/2005RG000183.

  19. Бусурин В.И., Желтов С.Ю., Кудрявцев П.С. Аэрокосмические визуальные пространственно-временные системы. – М.: МАИ, 2015. – 200 с.

  20. Лунёв Е.М., Неретин Е.С., Дяченко С.А. и др. Разработка программно-алгоритмического обеспечения прототипа системы синтетического видения для перспективных объектов авиационной техники // Труды МАИ. 2016. № 86. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=66366

  21. Google Карты. URL: https://maps.google.ru/


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2021

Вход