Анализ и контроль уровней технических рисков на различных этапах жизненного цикла вертолётов

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


Авторы

Андреев Д. В.

Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля, МВЗ им. М.Л. Миля, ул. Гаршина, 26/1, Томилино, Московская область, 140070, Россия

e-mail: andreev_d_v@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется проблема обеспечения безопасности полётов вертолёта на этапе его проектирования, предлагается «концепция приемлемого риска».

Методологическую основу предлагаемой концепции составляет анализ отказобезопасности, который показывает способность системы (или вертолёта в целом) обеспечить безопасное завершение полёта в ожидаемых условиях эксплуатации при возникновении отказа на борту. Метод позволяет определять надёжность систем и вертолёта в целом, решать задачи по оптимизации архитектуры бортовых систем на стадии проектирования, определять периодичность и состав работ по техническому обслуживанию и ремонту вертолёта, служить основанием для определения систем на техническую эксплуатацию по состоянию и служить основанием для составления типовых минимальных перечней оборудования (ТМПО). Методика позволяет минимизировать технические риски на всех этапах жизненного цикла вертолёта – от этапа разработки до этапа эксплуатации серийных машин.

Приведена классификация последствий отказных состояний, описан процесс оценки устойчивости вертолета к отказам с использованием матрицы рисков, на примере показана возможность выбора оптимального варианта конструкции при проектировании по критериям отказобезопасности.

Ключевые слова:

безопасность полётов, приемлемый риск, анализ отказобезопасности, этап разработки, жизненный цикл, надёжность, техническое обслуживание

Библиографический список

  1. Дмитриев В.Г. Проблемы создания перспективной авиационно-космической техники. – М.: ФИЗМАЛИТ, 2005. – 648 с.

  2. Аронов И.З. Современные проблемы безопасности технических систем и анализа риска // Стандарты и качество. 1998. № 3. С. 45 – 59.

  3. Менеджмент риска. Термины и определения. ГОСТ Р 51897-2011 / Руководство ИСО 73:2009. – М.: Стандартинформ, 2011. URL: http://ismss.ru/uploads/5-4.pdf

  4. Alan J. Dtolzer, John J. Goglia. Safety Manegment Systems in Aviation, Taylor & Francis Group, 2015, 396 p.

  5. Гершман Ю.С., Неймарк М.С., Петров А.В., Цесарский Л.Г. Интегрированный комплекс для обеспечения безопасности полётов // Международный авиационно-космический журнал «АвиаСоюз». 2018. № 1 (69). URL: http://www.aviasouz.com/69.pdf

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 1215 «О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими». URL: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-18112014-n-1215/

  7. Прозоров С.Е., Вербин А.В. Оценка угрозы и управление риском в авиационной безопасности // Труды МАИ. 2014. № 78. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=53685

  8. Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Общие принципы построения СМБ на всех этапах жизненного цикла авиационной техники. Структурная схема и функции модулей типовой СМБ. Общие положения. ГОСТ Р 55860-2013. – М.: Стандартинформ, 2014. – 22 c.

  9. Doc 9859 AN/474. Doc FAA. Safety Management Manual (SMM), ICAO, Third Edition, 2013, 251 p.

  10. Жмеренецкий В.Ф., Полулях К.Д., Акбашев О.Ф. Активное обеспечение безопасности полета летательного аппарата. – M: ЛЕНАНД, 2014. – 320 с.

  11. Осипов Н.Д. Анализ статистических данных по безопасности авиационной деятельности на вертолетах типа Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 (АМТ) в ГА России за период с 1994 по 2013 год. URL: https://docplayer.ru/52810615-Analiz-statisticheskih-dannyh-po-bezopasnosti-ekspluatacii-vertoletov-tipa-mi-8t-i-mi-8mtv-1-amt-v-ga-rossii-za-period-s-1994-po-2013-god.html

  12. Statistical Summary of Commercial Jet Airplane Accidents Worldwide Operations 1959 – 2016. Aviation Safety Boeing Commercial Airplanes. URL: www.boeing.com/resources/boeingdotcom/company/about_bca/pdf/statsum.pdf

  13. Северцев Н.А. Вопросы теории безопасности и устойчивости систем. – М.: ВЦ РАН им. А.А.Дородницына, 2005. – 177 с.

  14. Александровская Л.Н., Аронов И.З., Круглов В.И. Безопасность и надежность технических систем. – М.: Университетская книга, Логос. 2008. – 376 с.

  15. Рекомендательный циркуляр АС-29-2С. Винтокрылые ЛА транспортной категории / Перевод ООО «Авангард» для ОАО «Вертолёты России». – М.: 2013. – 1144 с.

  16. Руководство № 4761 по методам оценки безопасности систем и бортового оборудования самолётов гражданской авиации. Межгосударственный авиационный комитет Авиационный регистр. – М.: Авиаиздат, 2010. – 264 с.

  17. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Современные проблемы технической эксплуатации воздушных судов. – М.: МГТУ ГА, Часть 1, 2007. – 83с.

  18. Dhillon B.S. Human Reliability, Error, and Human Factors in Engineering Maintenance: with Reference to Aviation and Power Generation, Taylor & Francis Group, 2009, 185 p.

  19. ATA MSG-3. Operator/Manufacturer Scheduled Maintenance Development: revision 2003.1. Air Transport Association of America, 2003, 92 p.

  20. Авиационные правила. Часть 29. Нормы летной годности винтокрылых аппаратов транспортной категории. Межгосударственный авиационный комитет, 2003 – 136 с.

  21. Руководство Р4754 по процессам сертификации высокоинтегрированных сложных бортовых систем воздушных судов гражданской авиации (на базе документов SAE/APR4754 и EUROCAE/ED-79). Межгосударственный авиационный комитет. – М.: Авиаиздат, 2007. – 103 с.

  22. Гипич Г.Н., Евдокимов В.Г., Куклев Е.А., Шапкин В.С. Риски и безопасность авиационных систем. – М.: ГосНИИ ГА, 2013. – 232 с.

  23. McCarthy J., Schwartz N. Modeling risk with the flight operation risk assessment system (FORAS) // Conference ICAO in Rio de Janeiro, Brazil, Nov. 1999, 235 p.


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2021

Вход