Способ оценки точности юстировки бортовых локационных систем воздушных судов


DOI: 10.34759/trd-2022-127-16

Авторы

Глушков А. Н.1*, Моисеев С. Н.1**, Испулов А. А.1***, Филиппов А. В.1****, Николаев С. В.2*****

1. Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия
2. 929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны им. В.П. Чкалова, 929 ГЛИЦ ВВС, Ахтубинск, Астраханская область, 416500, Россия

*e-mail: angl243@yandex.ru
**e-mail: sergeimoiseev007@yandex.ru
***e-mail: ispulovy@yandex.ru
****e-mail: sholts290@rambler.ru
*****e-mail: nikozavr@mail.ru

Аннотация

В настоящей работе предложен способ оперативной оценки ошибок юстировки радиолокационных и оптико-электронных станций, используемых в прицельно-навигационных комплексах воздушных судов. Ее актуальность связана с тем, что точность юстировки локационных систем определяет потенциальную эффективность авиационных комплексов, поскольку ошибки юстировки вызывают необходимость увеличения полей зрения локационных систем и, как следствие, приводят к снижению потенциальной эффективности воздушных судов. Их минимизация позволит при сохранении поисковых возможностей локаторов сузить поля их зрения и за счет снижения интегральной фоновой засветки, повысить обнаруживающую способность и пространственное разрешение оптико-электронных систем. В результате будут увеличены дальность обнаружения и вероятность распознавания объектов. Разработанные к настоящему времени способы оценки ошибок юстировки не позволяют в реальных условиях работы оперативно осуществлять коррекцию взаимного расположения диаграмм направленности бортовых локационных систем прицельно-навигационных комплексов, что требует разработки новых методов оценки. Естественными требованиями к этим методам является возможность получения оценок в реальном масштабе времени или близком к нему, а также возможность использования данных оценок для коррекции взаимного расположения полей зрения локаторов. Разработанные к настоящему времени методы оценки не удовлетворяют этим требованиям, что определяет актуальность решаемой задачи. Задача оценки ошибок юстировки бортовых локационных систем поставлена и решена как задача фильтрации, поскольку в общем случае объект исследования является нестационарным. Разработан алгоритм математической формализации поведения ошибок юстировки в процессе полета воздушного судна, позволяющий по полученным значениям их оценок осуществлять коррекцию положения диаграмм направленности локационных систем в реальном масштабе времени. Проведены модельные эксперименты, подтверждающие правильность разработанных решений.

Ключевые слова:

воздушное судно, локация, радиолокационная станция, юстировка

Библиографический список

  1. Першин Н.А. Оценка эффективности авиационных комплексов различных типов. — Иркутск: ИВАИИ, 2005. — 84 с.
  2. Лебедев Л.А., Федоров В.В. Источники ошибок и пути поддержания заданных точностных характеристик применения авиационных средств поражения самолетами военного назначения // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы эксплуатации авиационной техники в современных условиях»: сборник статей. — Люберцы, НИЦ ЦНИИ ВВС МО РФ, 2018. С. 88-93.
  3. Краснов А.М. Авиационные прицельные системы. — М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 2006. — 523 с.
  4. Майзельс Е.Н., Торгованов В.А. Измерение характеристик рассеяния радиолокационных целей. — М.: Советское радио, 1991. — 232 с.
  5. Бабич О.А. Обработка информации в навигационных комплексах. — М.: Машиностроение, 1991. — 234 с.
  6. Моисеев С.Н., Потапов А.Н. Анализ методов исследования точностных характеристик радиолокационных систем сопровождения воздушных целей // ХХХХ Военно-научная конференция НИЦ ЦНИИ ВВКО Минобороны России: научно-методический сборник. — Тверь: НИЦ ЦНИИ ВВКО Минобороны России, 2014. — С. 109-118.
  7. Каменский К.В. Влияние траекторных нестабильностей и характеристик бортовой навигационной системы на качество радиолокационного изображения при синтезировании апертуры // Труды МАИ. 2022. № 125. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=168186. DOI: 10.34759/trd-2022-125-14
  8. Моисеев С.Н., Потапов А.Н. Проблемные вопросы летных исследований точностных характеристик радиолокационных систем сопровождения воздушных целей // Всероссийская научно—практическая конференция курсантов, слушателей, молодых ученых, посвященная Дню образования войск связи: сборник статей. — Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», 2013. С. 246-251.
  9. Краснов А.М. Основы анализа авиационных прицельно-навигационных систем. — М.: ВВИА им. профессора Н.Е. Жуковского, 2009. — 318 с.
  10. Лукин В.Н., Чечиков Ю.Б., Секретарев В.Е., Дзюбенко А.Л., Алтухова Н.Ф. Проблемы сопровождения аппаратно-программных комплексов // Труды МАИ. 2022. № 123. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=165573. DOI: 10.34759/trd-2022-123-21
  11. Артемьев В.М., Наумов А.О., Кохан А.О. Обработка изображений в пассивных обзорно-поисковых оптико-электронных системах. — Минск: Белорусская наука, 2014. — 116 c.
  12. Зингер Р. Оценка характеристик оптимального фильтра для слежения за пилотируемой целью // Зарубежная электроника. 1971. № 8. С. 40-57.
  13. Летфуллин И.Р. Стандарты и технологии беспроводных сетей связи ближнего радиуса действия // Труды МАИ. 2022. № 124. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=167069. DOI: 10.34759/trd-2022-124-14
  14. Леонов С.А. Основы теории точности радиолокационных измерений подвижных объектов. — Л.: Судостроение, 1991. — 167 с.
  15. Герасимов И.В., Кирпичников А.С., Моисеев С.Н., Олешко В.С., Потапов А.Н., Ткаченко Д.П. Математическая модель процесса исследований точностных характеристик радиолокационных систем сопровождения воздушных целей // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 23. С. 235-241.
  16. Моисеев С.Н. Моделирование разностной ошибки сопровождения целей бортовыми радиолокационными и оптико-электронными станциями // Труды МАИ. 2022. № 124. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=167071. DOI: 10.34759/trd-2022-124-16
  17. Канащенков А.И., Меркулов В.И. Авиационные системы радиоуправления. Т. 1. Принципы построения систем радиоуправления. Основы синтеза и анализа. — М.: Радиотехника, 2003. — 192 с.
  18. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. — М.: Высшая школа, 1999. — С. 351–356.
  19. Ананьев А.В., Иванников К.С., Кажанов А.П. Модель авиационного поражения целей на основе нестационарных марковских случайных процессов // Труды МАИ. 2022. № 123. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=165564. DOI: 10.34759/trd-2022-123-18
  20. Бар-Шалом Я., Ли Х.-Р. Траекторная обработка. Принципы, способы и алгоритмы: пер. с англ. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. Ч. 1. — 271 с.
  21. Демин Д.С., Кононенко П.И., Лебеденко В.И., Прилуцкий А.А., Резниченко В.И., Сидорчук Е.А., Сысоев В.К., Хмель Д.С. Концепция бортового радиолокатора на основе АФАР с использованием рефлектора c отверждаемым пневмокаркасом // Труды МАИ. 2021. № 119. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=159790. DOI: 10.34759/trd-2021-119-12
  22. Моисеев С.Н., Филиппов А.В., Лебедев В.В., Глушков А.Н., Мещеряков А.В., Боровков А.А., Моисеев П.А. Способ юстировки бортовых радиолокационной и оптико-электронной станций летательного аппарата. Патент RU 2757679, 20.10.2021.
  23. Гаврилов К.Ю., Каменский К.В., Малютина О.А. Моделирование траекторного сигнала в радаре с синтезированием апертуры на основе оптических изображений земной поверхности // Труды МАИ. 2021. № 118. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=158252. DOI: 10.34759/trd-2021-118-12
  24. Картуков А.В., Меркишин Г.В., Назаров А.Н., Егоров В.В. Использование изображений объектов для анализа параметров воздушной среды в окрестности движущихся объектов // Труды МАИ. 2020. № 112. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=116371. DOI: DOI: 10.34759/TRD-2020-112-12

  25. Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход