Моделирование и оценка связности авиационной и железнодорожной транспортных систем пассажирских перевозок Российской Федерации


Авторы

Урюпин И. В.

ФГУ «Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН», ул. Вавилова, 44, кор.2, Москва, 119333, Россия

e-mail: uryupin93@yandex.ru

Аннотация

Важной составляющей социально-экономического развития страны является наличие развитой мультимодальной транспортной системы. Одной из основных задач эффективного функционирования такой системы представляется в согласованности друг с другом отдельно взятых видов транспорта, что позволяет повысить транспортную доступность для потенциальных пассажиров в системе.

В работе исследуется проблема связности железнодорожной и авиационной систем на территории Российской Федерации (РФ). Разработана модель, позволяющая определить для каждого пункта полета доступность железнодорожного сообщения. В качестве метрики выступает время движения по дорогам. На основе разработанной модели сформированы группы пунктов полета по доступности альтернативного вида транспорта. Определены пункты, из которых теоретически могут осуществляться вылеты для подвоза потенциальных пассажиров к железнодорожным станциям, тем самым улучшая связность всей транспортной системы РФ.

Ключевые слова:

авиатранспортная система, железнодорожная система, математическое моделирование, программирование, транспортная связность

Библиографический список

  1. Бардаль А.Б. Оценка качества транспортных услуг для населения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы» (Хабаровск, 24 апреля 2020). – Хабаровск: Дальневосточный институт управления, 2020. – С. 12-17.

  2. Baron A. Air transport efficiency and its measures // Prace Instytutu Lotnictwa, 2010, no. 3 (205), pp. 119-132.

  3. Горшкова И.В. Экономический анализ перспектив развития воздушного транспорта в малонаселенных регионах России // Проблемы прогнозирования. 2011. № 6 (129). С. 36-52.

  4. Van Nes R. Design of multimodal transport networks: A hierarchical approach, 2002, 304 p.

  5. Немудрый К.В. Аэродромы и аэропорты как один из элементов системы региональной авиации России // Труды МАИ. 2014. № 75. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=49715

  6. Горбунов В.П. Эволюция представлений о транспортной доступности // Бюллетень транспортной информации. 2019. № 8. С. 10-14.

  7. Ковалева Е.Н. Интегральная транспортная доступность как показатель качества транспортного обслуживания // Журнал университета водных коммуникаций. 2011. № 3. С. 171-175.

  8. Неретин А.С. Транспортное положение и доступность территорий Европейской России: дисс… кандидата географических наук. Москва, 2018. – 193 с.

  9. Тархов С.А. Изменение связности пространства России (на примере авиапассажирского сообщения). - М.-Смоленск: Институт Географии РАН, 2015. 154 с.

  10. Макаров В.П. Разработка в авиакомпании системы менеджмента рисков в отношении безопасности полетов // Труды МАИ. 2013. № 68. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=42014

  11. Немудрый К.В. Региональная авиация как одно из условий эффективного социально-экономического развития приарктических районов // Труды МАИ. 2012. № 57. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=30712

  12. Washington S. et al. Statistical and econometric methods for transportation data analysis, Chapman and Hall/CRC, 2020, 496 p.

  13. Richmond S.B. Forecasting air passenger traffic by multiple regression analysis // Journal of Air Law and Commerce, 1955, vol. 22. URL: https://scholar.smu.edu/jalc/vol22/iss4/4

  14. Janic M. Air transport system analysis and modelling, CRC Press, 2000, 318 p.

  15. Чистяков П.А., Фадеев М.С., Дмитриев М.Э. и др. Интегрированная транспортная система. – М.: Центр стратегических разработок, 2018. – 278 с.

  16. Сухарев А.А., Власенко А.О., Урюпин И.В. Моделирование и оценка доступности местных и региональных авиаперевозок для населения РФ в интересах формирования требований к перспективным образцам авиатехники // Труды V научно-практической конференции «Управление научными исследованиями и разработками: роль науки в достижении национальных целей» (Москва, 04 декабря 2019). – М.: Изд-во «Перо», 2019. С. 188-196.

  17. Кулыгин С.В., Казачков В.О., Кочкаров А.А. Мониторинг потоков транспортных средств на платных участках автомобильных дорог на основе применения ГНСС // Труды МАИ. 2021. № 117. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=122250. DOI: 10.34759/trd-2021-117-06

  18. Дутов А.В., Клочков В.В., Рождественская С.М. Измерение и нормирование транспортной связанности и качества транспортного обслуживания страны и ее регионов // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 14-2. С. 43-48.

  19. Дубовик В.О. Методы оценки транспортной доступности территории // Региональные исследования. 2013. № 4. С. 11-18.

  20. Урюпин И.В., Сухарев А.А., Власенко А.О. Методика оценки качества пассажирской авиатранспортной системы Российской Федерации // Информационные технологии и вычислительные системы. 2023. № 3. С. 79-92. DOI: 10.14357/20718632230309

  21. Урюпин И.В. Определение стандарта транспортной доступности для внутренних пассажирских авиаперевозок // Мир транспорта. 2023. Т. 21. № 3 (106). С. 66–73.

  22. Егошин С.Ф., Смирнов А.В. Авиатранспортная доступность и транспортная дискриминация населения в субъектах Российской Федерации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2018. Т. 21. № 3. C. 78-90.

  23. Зададаев С. Математика на языке R. – М.: Litres, 2022. - 324 с.


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход