Параметрические исследования влияния степени овальности фюзеляжа на соответствие требованиям ударопрочности конструкции при динамическом нагружении в случае аварийной посадки
Авторы
*, **,ФАУ «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского», Жуковский, Московская область, Россия
*e-mail: kirill.balunov@tsagi.ru
**e-mail: artem.zaytsev@tsagi.ru
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы соответствия конструкций фюзеляжа с различной степенью овальности поперечного сечения критериям ударопрочности в процессе динамического нагружения при аварийной посадке. Условия авариной посадки воспроизводятся путем численного моделирования испытаний вертикального сброса на жесткое основание отсека фюзеляжа с заданной вертикальной скоростью 9,14 м/с, что соответствует сбросу отсека фюзеляжа с высоты 4,27 метра. Численное моделирование выполняется с применением явного нелинейного динамического конечно-элементного решателя программного комплекса LS-DYNA. Проводится сравнительный анализ влияния параметров овальности отсеков фюзеляжа и жесткости элементов грузового пола фюзеляжа на соответствие критериям ударопрочности по сохранению безопасного объема и обеспечения путей эвакуации пассажиров, а также эффективности поглощения кинетической энергии конструкцией.
Ключевые слова:
фюзеляж самолета, овальное поперечное сечение фюзеляжа, параметрические исследования, численное моделирование, динамический анализ, аварийная посадка, ударопрочностьБиблиографический список
- Barykin S. et al. The complexity of digital marketing methodology implementation in air passenger transportation: the case of Russia // Transportation Research Procedia, 2022, vol. 63, pp. 695-702. DOI: 10.1016/j.trpro.2022.06.064
- Michael C.Y.Niu. Airframe Stress Analysis and Sizing, Conmlit Press Ltd, 1999. 795 p.
- Мантуров Д.В., Клочков В.В. Методологические проблемы стратегического планирования развития российской авиационной промышленности // Труды МАИ. 2012. № 53. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=29364
- Дудченко А.А. Канчая Рохас Р.А. Выбор оптимальной по весу формы поперечного сечения отсека фюзеляжа // Труды МАИ. 2011. № 44. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=25000
- Зайцев А.М., Навоев А.А. Оптимизация конструктивно-силовых схем нетрадиционных летательных аппаратов // Научно-техническая конференция «Прочность конструкций летательных аппаратов» (Жуковский, 08–09 декабря 2016): сборник статей. – Жуковский: Изд-во ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, 2017. С. 93-98.
- Kalyguina G.V. et al. The Dolphin: A New 100-Seat Aircraft in Lifting-Fuselage Layout // 23rd Congress of International Council of the Aeronautical Sciences, 8-13 September, 2002, Toronto, Canada.
- Mukhopadhyay V. et al. Analysis, design, and optimization of noncylindrical fuselage for blended-wing-body vehicle // Journal of Aircraft, 2004, vol. 41, no. 4, pp. 925-930. DOI: 10.2514/1.417
- Mukhopadhyay V. Structural concepts study of non-circular fuselage configurations // SAE/AIAA World Aviation Congress, 1996, № AIAA Paper 96-WAC-67.
- Geuskens F. et al. Analysis of conformable pressure vessels: Introducing the multi-bubble // AIAA Journal, 2011, vol. 49, no. 8, pp. 1683-1692. DOI: 10.2514/1.J050822
- Зайцев А.М. Адаптация конструкции фюзеляжа с нетрадиционным поперечным сечением к воздействию внешних силовых факторов // Ученные записки ЦАГИ. 2022. Т. 53. № 2. С. 58-67.
- Бирюк В.И., Навоев А.А., Черноусов В.И. Разработка конструктивно-компоновочной схемы фюзеляжа перспективного широкофюзеляжного самолета // Ученые записки ЦАГИ. 2013. Т. 44. № 5. С. 102-110.
- Бирюк В.И., Климов А.В., Навоев А.А., Черноусов В.И. Конструктивно-силовая компоновка самолета с поперечным сечением фюзеляжа в виде эллипса фюзеляжа // Полет. Общероссийский научно-технический журнал. 2011. № 9. С. 12-18.
- Chambers J.T. et al. Structural optimization study of the D8 double-bubble composite fuselage. 58th AIAA/ASCE/AHS/ASC Structures, Structural Dynamics, and Materials Conference, (9-13 January 2017, Grapevine, Texas). P. 0508. DOI: 10.2514/6.2017-0508
- Kumakura I. et al. Summary of vertical drop tests of YS-11 transport fuselage sections // SAE transactions, 2003, pp. 531-540. DOI: 10.4271/2003-01-3027
- Kindervater C.M. et al. Crash and impact simulation of aircraft structures-hybrid and FE based approaches // European congress on computational methods in applied sciences and engineering (Barcelona, Spain, 11 - 14 September 2000): ECCOMAS 2000. V. 20.
- Liu X. et al. Drop test and crash simulation of a civil airplane fuselage section // Chinese Journal of Aeronautics, 2015, vol. 28, no. 2, pp. 447-456. DOI: 10.1016/j.cja.2015.01.007
- Jackson K.E., Fasanella E.L. Crash simulation of a vertical drop test of a B737 fuselage section with overhead bins and luggage // Proceedings of the Third Triennial Aircraft Fire and Cabin Safety Conference, Atlantic City, NJ, 2001, pp. 22-25.
- Abramowitz A., Soltis S. Summary of the FAA’s Commuter Airplane Crashworthiness Program // Fifth triennial international fire & cabin safety research conference, 2007.
- Mou H., Xie J., Feng Z. Research status and future development of crashworthiness of civil aircraft fuselage structures: An overview // Progress in Aerospace Sciences, 2020, vol. 119, pp. 100644. DOI: 10.1016/j.paerosci.2020.100644
- Прокудин О.А., Рабинский Л.Н. Чан К.Т. Определение динамических характеристик металлополимерного слоистого стержня // Труды МАИ. 2021. № 120. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=161419. DOI: 10.34759/trd-2021-120-06
- Медведский А.Л., Мартиросов М.И., Хомченко А.В. Механика деформирования и разрушения полимерных композитов при наличии множественных расслоений произвольной формы под действием динамических нагрузок // Труды МАИ. 2022. № 124. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=166912. DOI: 10.34759/trd-2022-124-06
- Нестеренко Г.И. Допустимые значения напряжений в конструкциях герметических фюзеляжей по условиям обеспечения усталости и живучести // Труды ЦАГИ. 2011. № 2698. С. 112.
Скачать статью