Методика формирования рационального закона управления летательным аппаратом при выполнении маневров в горизонтальной плоскости

Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов


Авторы

Энкин А. А.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия

e-mail: SPB1781@mail.ru

Аннотация

В статье изложена методика формирования рациональных законов управления маневренным летательным аппаратом при выполнении разворотов в горизонтальной плоскости. В качестве объекта исследования выбран полет легкого маневренного самолета. За основу при решении задачи определения рациональных траекторий полета приняты положения прямого вариационного метода. Отличительной чертой предложенной методики от существующих является способ формирования законов управления летательным аппаратом. При этом управляющие функции по крену и нормальной скоростной перегрузке определяются исходя из потребных ускорений для отслеживания базовой траектории, а управление тангенциальной перегрузкой – из особенностей маневрирования в горизонтальной плоскости. В связи с этим обеспечивается возможность более полной реализации заложенных в конструкцию летательного аппарата летно-технических характеристик (характеристик маневренности). Использование данной методики возможно при разработке систем интеллектуальной поддержки принятия решения летчиком, а также систем автоматического управления летательным аппаратом.

Ключевые слова

летательный аппарат, динамика полета, закон управления, маневрирование в горизонтальной плоскости

Библиографический список

  1. Федунов Б.Е. Бортовые оперативно советующие экспертные системы тактического уровня для пилотируемых летательных аппаратов — объекты разработки и эксплуатации // Труды пятнадцатой национальной конференции по искусственному интеллекту. Сборник статей. Смоленск, 03-07 октября 2016, C. 212 — 219.

  2. Архипова О.В. Новое решение задачи индикационного обеспечения режима интеллектуальной поддержки летчика // Труды МАИ. 2012. № 62. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=35521

  3. Kai Virtanen. Optimal pilot decisions and flight trajectories in air combat. Helsinki University of Technology. Systems Analysis Laboratory Research Reports, 2005, 32 p.

  4. Нелюбов А.И. Летные характеристики и боевое маневрирование летательных аппаратов. Математические методы расчета боевых маневров, взлета и посадки самолетов с поворотом вектора тяги двигателей – М.: ВВИА им. Жуковского, 1986. – 37 с.

  5. Икрянников Е.Д., Исько А.С., Левицкий С.В., Матвеев А.И., Подобедов В.А., Попович К.Ф., Руденко Л.В. Самолет Як-130УБС. Аэродинамика и летные характеристики. – М.: Машиностроение, 2015. – 348 с.

  6. Тарасенков А.М., Брага В.Г., Тараненко В.Т. Динамика полета и боевое маневрирование летательных аппаратов. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1984. – 508 с.

  7. Головнев А.В., Энкин А.А., Веников Д.Ю. Математическая модель определения оптимальных траекторий полета // Труды ФГУП НПЦАП. 2017. № 1. C. 64 – 66.

  8. Тараненко В.Т., Момджи В.Г. Прямой вариационный метод в краевых задачах динамики полета. – М.: Машиностроение, 1986. – 128 с.

  9. Батенко А.П. Системы терминального управления. – М.: Радио и связь, 1984. – 160 с.

  10. Андронов А.А., Витт А.А., Хайкин С.Э. Теория колебаний. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. – 568 с.

  11. Левицкий С.В., Свиридов Н.А. Динамика полета. – М.: Изд. ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 2008. – 527 с.

  12. Медников В.Н. Динамика полета и пилотирование самолетов. – М.: Изд. ВВА им. Ю.А.Гагарина, 1976. – 547 с.

  13. Киселев М.А. Алгоритм автоматизации разворота самолета, выполняемого с максимальной угловой скоростью // Известия РАН. Теория и системы управления. 2007. № 5, С. 150 – 160.

  14. Бортаковский А.С., Пегачкова Е.А. Синтез оптимального управления линейными логико-динамическими системами // Труды МАИ. 2007. № 27. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=34013


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход