Перспективы применения технологии третьего контура в условиях сверхзвукового полета
Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов
Авторы
*, **, **, ***, ****Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, ЦИАМ, Авиамоторная ул., 2, Москва, 111116, Россия
*e-mail: yaezrokhi@ciam.ru
**e-mail: 30105@ciam.ru
***e-mail: selivanov@ciam.ru
****e-mail: NikOf@ciam.ru
Аннотация
В материале представлены результаты оценки возможности применения технологии третьего контура для улучшения характеристик двигателя и силовой установки в области больших сверхзвуковых скоростей полета. Рассмотрены различные возможные варианты схем турбореактивных трехконтурных двигателей с форсажной камерой (ТРТДФ), а также затронуты вопросы способов управления третьим контуром.
Выявлен новый критический узел схемы ТРТДФ – трехпоточный смеситель, для одной из возможных конструкций которого рассчитан коэффициент дополнительных потерь полного давления при смешении.
Проведены расчеты турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой (ТРДДФ), принятого в качестве базового, а также его возможной модификации с применением технологии третьего контура. В силу существенного влияния дополнительных потерь при смешении на получаемые характеристики двигателя были выполнены расчеты ТРТДФ со значениями данных потерь 1,0 и 0,93.
Полученные результаты показывают, что применение технологии третьего контура со смешением потоков всех трёх контуров перед форсажной камерой потенциально позволяет увеличить форсажную тягу двигателя на режимах полёта с большими сверхзвуковыми скоростями (М=2,2-2,8) и, соответственно, максимальную высоту (потолок) и скорость полёта самолёта, тем самым заметно расширить диапазон применения базового газотурбинного двигателя.
Ключевые слова
двухконтурный турбореактивный двигатель, технология третьего контура, сверхзвуковой летательный аппаратБиблиографический список
-
GE Aviation starts ADVENT core testing for the USAF. Airforce technology. URL: http://www.airforce-technology.com/news/newsge-aviation-usafs-advent-core-testing
-
AEDC tests three-stream adaptive engine for Pratt & Whitney // Aerotech News & Review // Journal of Aerospace and Defense Industry News. URL: http://www.aerotechnews.com/blog/2017/11/08/aedc-tests-three-stream-adaptive-engine-for-pratt-whitney
-
Gareth Evans. Speed and efficiency: are adaptive jet engines the way forward? Airforce technology. URL: http://www.airforce-technology.com/features/featurespeed-and-efficiency-are-adaptive-jet-engines-the-way-forward-4809082
-
Pratt & Whitney continues adaptive engine breakthroughs. Aerotech News & Review // Journal of Aerospace and Defense Industry News, 2017, vol. 31, issue 17, pp. 10.
-
Дрыгин А.С., Кизеев И.С., Эзрохи Ю.А. Анализ возможностей повышения крейсерской топливной экономичности многорежимного двигателя с третьим контуром // Наука и Образование. 2017. № 3. С. 116 – 136. DOI: 10.7463/0317.0000964
-
Johnson J.E. Adaptive core engine: US Patent WO 2011038188 A1. 2011.
-
Johnson J.E. Convertible gas turbine engine. European patent specification EP 1942269 B1. 19.08.2015.
-
Dave Majumdar. Rivals power up for AETD engine programme bid // Flight International. 2013. Vol. 182. № 5380, pp. 18.
-
Thomson D.E. Versatile affordable advanced turbine engines. Provide game changing capability with superior fuel efficiency // 11th Annual Science & Engineering Technology Conference, DoDTech Expo, Air Force Research Laboratory, 2010, 11 p. URL: htpp://www.dtic.mil/ndia/2010/SET/Thomson.pdf
-
Guy Norris, Jen DiMascio, Graham Warwick. Low-fuel-burn engine plan raises red flag for Pratt on F-35 as bids come in // Aviation Week, 2012, vol. 174, no. 19, pp. 24 – 27.
-
Guy Norris AFRL evaluations lead way toward follow-on three-stream engine development initiative // Aviation week, 2016, vol. 178, no. 25, pp. 34.
-
Guy Norris Adaptive engine tests pave way for sixth-generation fighters and possible F-35 retrofit // Aviation Week, 2015, vol. 177, no. 2, pp. 26 – 30.
-
Кикоть Н.В., Кретинин Г.В., Лещенко И.А., Федечкин К.С. Исследование топливной экономичности силовой установки многорежимного самолета с трехконтурным двигателем // Труды XLII академических чтений по космонавтике, посвященных памяти академика С.П. Королева и других выдающихся отечественных ученых-пионеров освоения космического пространства (Москва, 23-26 января 2018) – М.: МГТУ им. Н.Е. Баумана, 2018. С. 293.
-
Лещенко И.А., Шмотин Ю.Н., Федечкин К.С., Кикоть Н.В. Исследование эффективности независимо управляемого 3-го контура в силовой установке многоцелевого самолета // Всероссийская научно-техническая конференция «Авиадвигатели XXI века»). Тезисы докладов. (Москва, 24-27 ноября 2015). Москва, ЦИАМ, 2015. С. 77 – 79.
-
Эзрохи Ю.А., Дрыгин А.С., Кизеев И.С. Способ работы трехконтурного турбореактивного двигателя. Патент № RU 2637153 от 30.11.2017. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности. 2017. Бюлл. № 34. – 14 с.
-
Нечаев Ю.Н., Федоров Р.М., Котовский В.Н., Полев А.С. Теория авиационных двигателей. – М.: Изд. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2006. Часть 2. – 448 с.
-
Гуревич О.С., Гольберг Ф.Д., Зуев С.А., Бусурин В.И. Управление органами механизации компрессора газотурбинного двигателя с использованием его математической модели // Труды МАИ. 2017. № 93. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=80286
-
Федорченко Ю.П., Шорстов В.А., Макаров В.Е. Программный комплекс Cobra NG v1.0 («ПК Cobra NG v1.0»). Авторское свидетельство программы для ЭВМ № 2011615671 от 20.12.2011. – М.: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Бюлл. № 4, Ч. 1, 2011. С. 124.
-
Spalart P.R., Allmaras S.R. A one equation turbulence model for aerodynamic flows // AIAA Paper, 1992, no. 92-0439.
-
Сорокин В.А., Копылов А.В., Тихомиров М.А., Стирин Е.А., Логинов А.Н., Федоров Д. Ю., Валуй П.В. Построение системы теплозащиты из углеродных композиционных материалов с покрытиями для теплонапряженных конструкций двигателей летательных аппаратов // Труды МАИ. 2015. № 84. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=63029
-
Peter W. Merlin Design and Development of the Blackbird: Challenges and Lessons Learned // 47th AIAA Aerospace Sciences Meeting Including The New Horizons Forum and Aerospace Exposition, 5 – 8 January 2009, Orlando, Florida. pp. 38.
-
Peter Law SR-71 propulsion system P&W J58 Engine (JT11D-20), 2013, URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.694.7883&rep=rep1&type=pdf
-
Литвинов Ю.А., Боровик В.О. Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей. – М.: Машиностроение, 1979. – 288 с.
-
Эзрохи Ю.А., Каленский С.М., Кизеев И.С. Оценка массовых показателей турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой на начальной стадии его проектирования // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т.24. № 1. С. 26 – 37.
-
Югов О.К., Селиванов О.Д. Основы интеграции самолета и двигателя. – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с.
-
Фокин Д.Б., Исянов А.М. Исследования по формированию оптимального облика силовой установки перспективного ударного беспилотного летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т.21. № 4. С. 132-143.
Скачать статью