Уточнённая оценка коэффициента опасности посадки при снижении по глиссаде с учётом действия вертикального ветра

Системный анализ, управление и обработка информации


Авторы

Еремин А. И. *, Сельвесюк Н. И. **

Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, ГосНИИАС, ул. Викторенко, 7, Москва, 125319, Россия

*e-mail: aieremin@2100.gosniias.ru
**e-mail: nis@gosniias.ru

Аннотация

В статье формулируется и решается задача непрерывного контроля безопасности посадки самолёта в продольном канале управления после начала снижения по глиссаде при действии вертикального ветра и ошибке пилотирования. Компьютерное моделирование показало, что предложенная функция опасности при посадке имитирует нарастание тревоги у лётчика и её снижение при ликвидации опасных полётных ситуаций.

Ключевые слова

оптимальное управление, метод динамического программирования, функция риска, аналитическое конструирование оптимальных регуляторов

Библиографический список

  1. Boeing Commercial Airplanes. Statistical Summary of Commercial Jet Airplane Accidents Worldwide Operations 1959 – 2016, Aviation Safety, USA, Washington, July 2017, available at: http://www.boeing.com/news/techissues/pdf/statsum.pdf

  2. Blin K., Bonnans F., Hoffman E., Zeghal K. Conflict resolution in presence of uncertainty: A case study of decision making with dynamic programming // Proc. AIAA Guidance, Navigation and Control Conference, Montreal, 2001. available at: http://www.eurocontrol.int/eec/public/standard_page/DOC_Conf_2001_004.html

  3. Михайлин Д.А. Экспертная оценка опасности полета группы воздушных судов при их сближении с помощью программы-диспетчера // Научный вестник МГТУ ГА. 2017. № 5. С. 116 – 130.

  4. Дугин Г.С. Применение современных информационных технологий для решения проблемы лётной безопасности // Вестник транспорта. 2014. № 2. С. 34 – 37.

  5. Greenberg A.D., Small R.L., Zenyuh J.P., Skidmore M.D. Monitoring for hazard in flight management systems // European journal of operational research, 1995, no. 1, pp. 5 – 24.

  6. Петунин В.И., Неугодникова Л.М. Ограничение и предупреждение опасных режимов при автоматическом управлении движением летательных аппаратов // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2014. № 4 (65). С. 99 – 104.

  7. Берестов Л.М., Харин Е.Г., Якушев А.Ф., Волков В.К., Кожурин В.Р., Сидоров Н.В., Калинин Ю.И., Полтавец В.А., Павлов М.М., Борис С.Ю., Вид В.И., Дедеш В.Т., Сапарина Т.П., Головнев В.Ф. Система поддержки экипажа в опасных ситуациях. Патент РФ № 2128854 C1, 10.04.1999.

  8. Солдаткин В.М. Методы и средства построения бортовых информационно-управляющих систем обеспечения безопасности полёта.- Казань: Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, 2004. – 349 с.

  9. Pritchett A.R., Vandor B., Edwards K. Testing and implementing cockpit alerting systems // Reliability engineering & system safety, 2002, no.75 (2), pp. 193 – 206, doi: 10.1016/S0951-8320(01)00094-1.

  10. Kuchar J.K., Walton D.S., Matsumoto D.M. Integrating objective and subjective hazard risk in decision-aiding system design // Reliability engineering & system safety, 2002, no. 75 (2), pp. 207 – 214.

  11. Абдрашитов Р.Г., Мартынов А.В. Посадка беспилотного летательного аппарата на неподготовленную ВПП // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого. 2002. Т. 2. № 8. C.55 – 58.

  12. Parunak H.V, Brueckner S.A., Odell J.J. Swarming coordination of multiple UAVS for collaborative sensing. Presented at the Second // 2ND AIAA Unmanned Unlimited Systems Technologies and Operations Aerospace Land and Sea Conference and Workshop & Exhibit, San Diego, CA, 15-18 Sept. 2003, available at: http://www.abcresearch.org/papers/AIAA03.pdf

  13. Kublanov M.S., Tsypenko V.G. Mathematical modelization system for aircraft flight dynamics simulation // International Aerospace Congress: Proceedings, 1994, no. 2, pp. 92 – 93.

  14. Brooker P. Future air traffic management: quantitative en route safety assessment // The Journal of navigation, 2002, no. 2, pp.197 – 211.

  15. Golpaswamy S., Hedrick J.K. Robust Adaptive Nonlinear Control of High Performance Aircraft // Proceedings of the American Control Conference, 1990, pp. 1279 – 1283.

  16. Elliot J.R. NASA’s Advanced Control Law Program for the F-8 Digital Fly-by-Wire Aircraft // IEEE Transactions on Automatic Control. Oct. 1977, vol. AC-22, no. 5, pp. 735 – 757.

  17. Еремин А.И., Лебедев Г.Н., Чехов И.А. Система автоматизированного предупреждения опасных ситуаций при заходе самолёта на посадку перед началом снижения по глиссаде // Научный вестник МГТУ ГА. 2016. № 226 (4). С. 90 – 100.

  18. Лебедев Г.Н., Малыгин В.Б., Тин Пхон Чжо, Зо Мин Тайк. Оптимальное управление и контроль безопасности поперечного движения воздушных и речных судов при пересечении их маршрутов // Новые технологии, мехатроника, автоматизация управления. 2012. № 12. С. 50 – 53.

  19. Лебедев Г.Н., Тин Пхо Джо. Автоматизированная система управления и контроля безопасности попутного и поперечного движения группы воздушных судов при заходе на посадку // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 1. С. 72 – 80.

  20. Михайлин Д.А., Аллилуева Н.В., Руденко Э.М. Сравнительный анализ эффективности генетических алгоритмов маршрутизации полета с учетом их различной вычислительной трудоемкости и многокритериальности решаемых задач // Труды МАИ. 2018. № 98. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=90386

  21. Беллман Р. Динамическое программирование. – М.: Иностранная литература, 1960. – 400 с.

  22. Летов А.М. Динамика полёта и управление. – М.: Наука, 1969. – 360 с.

  23. Кузин А. Ю., Курмаков Д. В., Лукьянов А. В., Михайлин Д. А. Нейросетевая реализация автоматического управления безопасной посадкой беспилотного летательного аппарата // Труды МАИ. 2013. № 70. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=44540


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2021

Вход