Расчётно-экспериментальные исследования скоростных крыльев перспективных магистральных самолётов
Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов
Авторы
*, , **, ***Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия
*e-mail: bolsun@progtech.ru
**e-mail: skomorohov@tsagi.ru
***e-mail: ivan.chernyshev@tsagi.ru
Аннотация
Дано описание методики аэродинамического проектирования и результатов экспериментальных исследований двух скоростных крыльев тематических моделей дальнемагистральных самолётов (ДМС). Рассматривались два значения крейсерского числа Маха: достаточно освоенное в мировой практике М=0.85 и околозвуковое М=0.9. Крылья проектировались при помощи разработанной авторами методики аэродинамического проектирования, использующей прямые и обратные методы вычислительной аэродинамики, а также оптимизационные процедуры. Проектирование осуществляется в три этапа. На первом этапе выбирается начальная геометрия крыла по имеющимся данным от прототипов. На втором этапе она модифицируется путём решения обратной задачи с заданным благоприятным распределением давления на основном крейсерском режиме полёта. Заданное распределение давления выбирается проектировщиком так, чтобы минимизировать волновое (ослабить или даже ликвидировать скачки уплотнения), профильное (ослабить сильные градиенты давления и устранить отрывы) и индуктивное (обеспечить близкое к эллиптическому распределение нагрузки по размаху) сопротивление. Наконец, на третьем этапе включается процедура многорежимной оптимизации. Как и при проектировании предыдущих крыльев применялась трёхэтапная процедура аэродинамического проектирования [1], состоящая из этапа начального выбора геометрии, этапа решения обратной задачи и этапа многорежимной оптимизации. Испытания моделей проводились в большой трансзвуковой аэродинамической трубе (АДТ) ЦАГИ Т-106М. Показано, что разработанные крылья действительно обеспечивают достижение заданных крейсерских чисел Маха М=0.85 и М=0.9, соответственно, и могут быть рекомендованы для проработки компоновки перспективных дальнемагистральных самолётов.
Ключевые слова
аэродинамическое проектирование, скоростное крыло, дальнемагистральный самолёт, экспериментальные исследования модели самолета в аэродинамической трубеБиблиографический список
-
Болсуновский А.Л., Бузоверя Н.П., Карась О.В., Ковалёв В.Е. Развитие методов аэродинамического проектирования крейсерской компоновки дозвуковых самолётов // XIII Школа-семинар «Аэродинамика летательных аппаратов», (п. Володарского, 28 февраля-01 марта 2002 г.). – Жуковский: Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского, 2002. С. 20.
-
Building to fly // Flight International Supplement, 20-26 May 2003, available at: https://www.flightglobal.com/assets/getasset.aspx?itemid=9423
-
Obert E. Aerodynamic design of transport aircraft, Delft University Press, IOS Press, 2009, 656 p.
-
Norris G., Wagner M. Boeing 787 Dreamliner, Zenith Press, Minneapolis, 2009, 160 p.
-
George F. Aviation Week evaluates Boeing 787 // Aviation Week & Space Technology, Dec. 10 2012, no. 44, available at: https://cloud.mail.ru/public/KNFz/FAaRy8Npd/Aviation%20Week%20%26%20Space%20Technology%20(N.44)%2010%20December%202012.pdf
-
Torenbeek E. Advanced Aircraft Design: Conceptual Design, Technology and Optimization of Subsonic Civil Airplanes, John Wiley and Sons, Chichester, 2013, 436 p.
-
George F. Flying The A350: Airbus’s Most Technologically Advanced Airliner, Aviation Week & Space Technology, May 22, 2015, available at: http://aviationweek.com/commercial-aviation/flying-a350-airbus-s-most-technologically-advanced-airliner
-
Бюшгенс Г.С. Аэродинамика и динамика полёта магистральных самолётов. Москва-Пекин: Изд-во ЦАГИ-Авиа-изд-во КНР, 1995. – 772 c.
-
Rossow C.C., Hoheisel H. Numerical study of interference effects of wing-mounted advanced engine concepts // 19th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences, 18.-28.9.1994, Anaheim, California, USA, ICAS-94-6.4.1, pp. 1272 – 1282.
-
Berry D.L. The Boeing-777 engine/aircraft integration aerodynamic design process // 19th Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences, 18.-28.9.1994, Anaheim, California, USA, ICAS‑94‑6.4.4. pp. 1305 – 1320.
-
Осовский А.Е., Свириденко Ю.Н. Расчёт влияния мотогондолы на обтекание крыла трансзвуковым потоком // Учёные записки ЦАГИ. 1989. Т. XX. № 1. С. 103 – 107.
-
Скоморохов С.И., Теперин Л.Л. Об аэродинамическом согласовании крыла с мотогондолой // Учёные записки ЦАГИ. 1990. Т.XXI. № 1. С. 82 – 88.
-
Комаров В.А., Кузнецов А.С., Лаптева М.Ю. Оценка эффекта учета деформаций крыла на ранних стадиях проектирования // Труды МАИ. 2011. № 43. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=24759
-
Болсуновский А.Л., Баринов В.А., Бузоверя Н.П., Скоморохов С.И., Чернавских Ю.Н. Проектирование аэродинамической компоновки пассажирских и транспортных самолётов // Полет. 2008. Юбилейный выпуск. С. 16 – 23.
-
15 Болсуновский А.Л., Бузоверя Н.П., Скоморохов С.И., Чернышёв И.Л Крылья малой стреловидности для больших скоростей полёта // Полет. 2013. № 3. С. 16 – 26.
-
Баринов В.А. Расчет коэффициентов сопротивления и аэродинамического качества дозвуковых пассажирских и транспортных самолетов. Труды ЦАГИ. Вып. № 2205. – Жуковский: Труды Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е. Жуковского, 1983. – 48 c.
-
Goodmanson L.T. Transonic transport developments // Proceedings of the 12th Anglo-American Aeronautical Conference, Calgary, 7-9 July 1971, vol. 8, pp. 16.
-
Haines A.B. The aerodynamic design of the wing-fuselage for a near-sonic transport – early thoughts and results revisited // 40th AIAA Aerospace Sciences Meeting and Exhibit, 14 – 17 January 2002, Reno, NV, U.S.A., AIAA paper 2002-0517, 2002, pp. 8.
-
Williams B. Advanced technology transport configuration // Journal of Aircraft, 1973, vol. 10, no. 6, pp. 323 – 333.
-
Kulfan B.M. Aerodynamic of sonic flight // Research & Enabling Technology Boeing Commercial Airplanes, 2006, available at: http://brendakulfan.com/docs/tas3.pdf
-
Jameson A. An investigation of the attainable efficiency of flight at Mach One or just beyond // 45th AIAA Aerospace Sciences Meeting and Exhibit, Aerospace Sciences Meetings, AIAA paper 2007-37, available at: http://aero-comlab.stanford.edu/Papers/reno-machone-xlong.pdf
Скачать статью