2012. № 62

62 выпуск электронного журнала «Труды МАИ» является тематическим и содержит 24 научных статьи, подготовленные на основе докладов на IX-ой Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы совершенствования робототехнических и интеллектуальных систем летательных аппаратов» и признанные Программным Комитетом соответствующими общепризнанным критериям высокого научного уровня. IX-ая Всероссийская научно-техническая конференция «Проблемы совершенствования робототехнических и интеллектуальных систем летательных аппаратов», посвященная памяти старейшего сотрудника факультета № 7 и МАИ в целом Льва Владимировича Рабиновича, скоропостижно ушедшего из жизни за несколько недель до дня проведения конференции, прошла 25-26 июня 2012 года на территории МАИ. Ее участниками стали более 115 человек, среди которых ученые и специалисты — представители более 15 предприятий авиакосмической отрасли, преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты 5 научных и высших учебных заведений России. В рамках конференции работали 5 секций по соответствующим направлениям: «Информационно-управляющие комплексы ЛА», «Системное проектирование авиационных комплексов», «Системы приводов ЛА», «Проектирование, исследования и испытания робототехнических систем ЛА», «Интеллектуальные системы измерения и управления в задачах авиационной и ракетно-космической техники: технологии NI». Было заслушано более 65 докладов по актуальным вопросам научно-технического развития робототехнических и интеллектуальных систем в аэрокосмической отрасли и смежных высокотехнологичных отраслях промышленности. Издание данного выпуска будет полезным для дальнейшего развития в Российской Федерации высоких технологий и кадрового потенциала таких технологий.

Кулифеев Ю. Б., Афанасьев Ю. Н.

Статья посвящена рассмотрению задачи автоматического управления продольным  движением летательного аппарата самолетного типа для обеспечения автоматизации посадки. Задача решается за счет управления поворотным стабилизатором и изменения тяги силовой установки. Произведена оценка работоспособности и эффективности  предложенного алгоритма.

Ключевые слова: алгоритмы автоматической посадки самолёта; вычисление заданных перегрузок; вычисление заданного угла отклонения стабилизатора; вычисление заданной тяги силовой установки

Ким Н. В., Крылов И. Г.

Рассмотрены проблемы группового применения беспилотных летательных аппаратов (БЛА), связанные с организацией согласованного планирования и управления БЛА, выполняющих различные задачи наблюдения.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат (БЛА); групповое применение; анализ ситуации, поиск объектов

Ефромеев А. Г.

Представлена микропроцессорная система управления приводом стабилизации модуля коррекции вращающегося по крену объекта. В качестве исполнительного элемента системы управления использован вентильный электрический двигатель.

Ключевые слова: микропроцессорная система управления; электропривод; бесконтактный моментный двигатель

Губский П. М.

Рассматривается задача формирования управления подрывом снарядов, оснащённых управляемым дистанционно-контактным взрывателем при стрельбе очередью из авиационной пушки. Приведено решение этой задачи, состоящее в определении оптимального положения точек подрыва, при стрельбе с вертолета по цели типа ПТРК «MILAN» осколочно-фугасными зажигательными и многоэлементными снарядами с осевым метанием готовых поражающих элементов. Управление положением точек подрыва осуществляется за счёт выбора ориентации пушечной установки и времени срабатывания взрывателя каждого снаряда очереди.

Ключевые слова: дистанционный подрыв; положение точек подрыва; эффективность; оптимизация

Понятский В. М., Фимушкин В. С., Кушников Д. В., Федорищева В. Г., Петрушин А. В., Шидловский Д. Ю.

Рассматриваются основные этапы проектирования и отладки программного обеспечения, реализующего алгоритмы управления рулевым приводом. В качестве инструментального средства предлагается использовать среду динамического моделирования Matlab.

Ключевые слова: рулевой привод; управляющая программа; встроенные системы; разработка; отладка

Архипова О. В.

Целью исследования рассматриваемой работы стало формирование новой концепции отображения результатов функционирования интеллектуальной системы, а так же обоснование эффективности использования предложенного варианта индикационного обеспечения.
В работе приводится аналитический расчет временных затрат оператора и среднеквадратичное отклонение общего времени для  трех сопоставляемых друг другу ситуаций, представляющих собой один и тот же фрагмент дальнего воздушного боя.

Ключевые слова: интеллектуальная система поддержки; экспертная система; дальний воздушный бой; индикационное обеспечение; информационно управляющее поле; рекомендации летчику; логика работы «летчик - бортовая аппаратура»; граф решений оператора; расчет временных затрат

Крылов Н. В., Самсонович С. Л., Степанов В. С.

Рассмотрена возможность автоматизации проектирования редукторов электромеханических приводов на основе волновых передач с телами качения. Определены основные принципы, положенные в основу создания унифицированного модуля передачи. Рассмотрена автоматизация проектирования трехмерных моделей основных и вспомогательных деталей волновой передачи с телами качения, сборочной единицы и чертежей. Приведен пример автоматизированного проектирования двухступенчатого редуктора на основе унифицированного модуля.

Ключевые слова: электромеханические приводы; волновые передачи с телами качения; модульное построение редуктора; автоматизированное проектирование редуктора

Корнеев Н. И.

В статье представлено описание системы моделирования развития типовых ситуаций полета, в рамках принятой стратегии поведения различных групп самолетов. Стратегия поведения включает в себя возможные варианты траекторий полета для каждого самолета своей группы, при этом возникает задача реализации задуманного перед вылетом тактического приема, посредством одного из фрагментов бортовой оперативно-советующей экспертной системы - Блока конструирования траекторий.

Ключевые слова: экспертная система; тактический прием; конструирование траекторий

Оркин Б. Д., Оркин С. Д., Дьячук А. К.

Приведена структура алгоритма целераспределения палубных истребителей, зенитных ракетных комплексов большой, средней и малой дальностей действия и зенитных артиллерийских комплексов, входящих в состав средств огневого поражения системы ПВО авианосной корабельной группы. Алгоритмы целераспределения средств ПВО других типов корабельных групп являются, как правило, частными случаями данного алгоритма. Предлагаемый алгоритм входит в состав имитационной математической модели операции поражения основных типов корабельных групп силами и средствами авиации, используемой в качестве инструментария для обоснования обликовых характеристик авиационного противокорабельного оружия.

Ключевые слова: корабельная группа; алгоритм целераспределения; целераспределение палубных истребителей; целераспределение зенитных ракетных комплексов; целераспределение зенитных артиллерийских комплексов

Баранов М. В., Борисов М. В., Корчагин О. А., Крылов Н. В., Самсонович С. Л., Степанов В. С.

Дано обоснование выбора вентильного электродвигателя и волнового редуктора с телами качения для  электромеханического привода руля направления транспортного самолёта. Рассматривается влияние передаточного числа редуктора и параметров электродвигателя: коэффициента электрической редукции, индуктивности фаз и способа формирования токов в фазах на общие габаритные размеры в зависимости от выбираемой скорости электродвигателя.

Ключевые слова: исполнительные механизмы приводов; электромеханические приводы; рулевые приводы; вентильные электродвигатели; волновые передачи с телами качения

Борисов М. В., Самсонович С. Л.

Рассматривается исполнительный механизм электромеханического привода, состоящий из двух передач: выходной – преобразующей вращательное движение в поступательное, и промежуточной – преобразующей вращательное движение во вращательное. Рассматривается выбор параметров волновой передачи с телами качения, как промежуточной, и шариковинтовой передачи с сепаратором поступательного действия - выходной.

Ключевые слова: электромеханический минипривод; поступательный; волновая передача; тела качения; шариковинтовая передача

Горячев О. В., Ефромеев А. Г.

В статье представлена квазиоптимальная система управления скоростью вращения ротора двигателя с независимо вращающимся статором. В качестве исполнительного элемента системы управления использован бесконтактный электрический двигатель постоянного тока.

Ключевые слова: квазиоптимальное управление; бесконтактный двигатель постоянного тока; стабилизированный по крену

Горячев О. В., Минчук С. В.

Рассмотрена методика формирования тепловой модели электрического двигателя основанная на решении задачи нестационарной теплопередачи методом конечных элементов (МКЭ). Предложено идентифицировать параметры линейной тепловой модели посредством анализа решения задачи нестационарной теплопередачи МКЭ.

Ключевые слова: бесконтактный моментный двигатель; тепловая модель; форсированный режим работы

Корнилов В. А., Молодяков Д. С., Синявская Ю. А.

В статье рассматривается задача синтеза системы управления беспилотным летательным аппаратом вертолетного типа. Предлагается вариант архитектуры системы автоматического управления (САУ), рассматриваются основные режимы полета и варианты управления.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат; мультикоптер; автоматическое управление; квазиоптимальное управление; максимум Понтрягина; фильтр Калмана-Бьюси

Панков А. П., Панарин А. А.

В статье рассмотрено построение автоматизированного комплекса, позволяющего производить экспериментальные исследования привода горизонтального наведения оптико-электронной системы. Проведено математическое моделирование функционирования системы с применением аппарата нечёткой логики.

Ключевые слова: электропривод; автоматизированный комплекс; оптико-электронная система

Александров В. С., Васильев А. А., Зуйков В. А., Морозова Е. В.

Рассматриваются вопросы анализа характеристик регулируемого электропневмоклапаа (ЭПК), который обеспечивает отсечку газа и его подачу с постоянным низким давлением в потребитель в виде сверхзвукового сопла, образуя с ним регулируемое газодинамическое исполнительное устройство (РГИУ).

Ключевые слова: электропневмоклапан; регулятор давления; газодинамическая система; параметрический синтез

Горячев О. В., Чадаев А. В.

Проводится анализ характеристик двухкоординатной системы стабилизации и наведения оптико-электронного модуля с различными алгоритмами управления при учете реальных параметров блока инерциальных чувствительных элементов.

Ключевые слова: ПИД-алгоритм; квазиоптимальный по быстродействию алгоритм; блок инерциальных чувствительных элементов

Илюхина Н. С., Фролов А. А.

В данной работе представлено математическое описание, расчет и анализ динамических характеристик релейного электромагнитного привода. Рассмотрено влияние эксплуатационных параметров на динамику привода.

Ключевые слова: электромагнит втяжного типа; электромагнитный рулевой привод; вихревой ток; поле рассеяния

Степаничев Д. И.

Представлена математическая модель силовой системы привода с поступательно-вращательным перемещением исполнительного штока на базе шарико-винтовой передачи.

Ключевые слова: привод вертикального наведения; электропривод поступательного действия; шарико-винтовая передача

Гаревская Н. В., Полянский В. В., Сабадырь А. М., Семцов А. С.

Рассматривается автономный шагающий аппарат повышенной проходимости. Демонстрируются образ шагающего аппарата, математические модели его взаимодействия со средой, а так же геометрические характеристики преодолеваемых препятствий. На основе выбранного образа описываются функциональные возможности и  алгоритмы системы управления.

Ключевые слова: автономный шагающий аппарат; облик, высокая проходимость; комбинированная система; комплексирование; робот-паук; система управления; локомоционный процесс; авиационный комплекс

Козорез Д. А., Обрезков И. В., Тихонов К. М., Тишков В. В.

В статье представлены результаты разработки модели авиационного комплекса, представляющей собой физическую модель вертолёта как системы твёрдых тел, созданной в среде SolidWorks и импортированной в среду SimMechanics/Simulink/Matlab, интегрированной с математической моделью движения вертолёта, с моделью системы сопровождения цели с человеком-оператором, с моделью подвижной артиллерийской установки и моделью оценки эффективности решения типовой функциональной задачи. Разработанная система моделей функционирует на платформе Simulink/Matlab.

Ключевые слова:

Правидло М. Н., Кузнецова Е. О.

В работе рассматривается разработка алгоритма формирования начальных сигналов на борту самолета-носителя, передаваемых в инерциальную систему управления ракеты.

Ключевые слова: система отделения ракеты; авиационная управляемая ракета; самолет-носитель; безопасность отделения; аэродинамическая интерференция; относительные траектории

Обносов Б. В., Данеко А. И., Захаров И. В., Трубников А. А., Решетников Д. А.

В статье рассматривается задача оптимизации испытаний унифицированной автоматизированной системы контроля. Предложены пути минимизации состава объектов контроля, проверка которых обеспечит полноту оценки технического состояния АСК на этапе стыковочных испытаний.

Ключевые слова: автоматизированная; испытания; контроль; объект; состав; минимизация; сигнал; стимулирующий; стоимость

Обносов Б. В., Данеко А. И., Захаров И. В., Трубников А. А., Решетников Д. А.

В статье рассматривается облик и методическое обеспечение аппаратно-программного комплекса для проведения оперативной оценки технического состояния УАР класса «воздух-воздух» малой дальности в условиях эксплуатирующей организации с применением метода функционального контроля.

Ключевые слова: функциональный контроль; аппаратно-программный комплекс; система управления ракеты; датчики линейного ускорения; датчики углового ускорения

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход