Разработка архитектуры бортового сервера данных для применения в составе комплекса радиоэлектронного оборудования с применением концепции интегрированной модульной авионики
Системный анализ, управление и обработка информации
Авторы
1*, 2**, , ***1. филиал ПАО "Корпорация "Иркут" "Центр комплексирования", Авиационный переулок, 5, Москва, 125167, Россия
2. Кафедра 703 «Системное проектирование авиакомплексов»,
*e-mail: anton.titov@uac-ic.ru
**e-mail: evgeny.neretin@ic.irkut.com
***e-mail: Pavel.Brusnikin@uac-ic.ru
Аннотация
В современные комплексы бортового оборудования (КБО) входят системы, для которых необходимы хранение и обработка большого объема информации. При этом требуется обеспечивать доступ к данным в режиме реального времени.
Проведенный анализ существующих систем хранения данных показал, что на образцах отечественных воздушных судов информация хранится чаще всего на вычислителях, где основными функциями выступает не хранение данных, а обработка данных. Основная часть вычислительных ресурсов тратится на обеспечение работы приложений. Это приводит к медленной обработке запросов к базе данных (БД), что в свою очередь влияет на скорость работ систем, которым необходимы данные из БД или которые ведут запись в БД
Статья посвящена разработке бортового сервера данных (БСД) с применением концепции интегрированной модульной авионики (ИМА) для комплекса бортового радиоэлектронного оборудования среднемагистрального самолёта МС-21.
Основные функции, выполняемые БСД, – это хранение БД самолётных систем (например, бортовой системы технического обслуживания и системы самолетовождения), поддержка систем управления базами данных (СУБД) для этих БД и предоставление доступа к ним по запросам функциональных приложений в составе КБО.
БСД представляет собой отдельную вычислительную платформу сервера данных, который обеспечивает выполнение нескольких независимых функциональных приложений и взаимодействие с бортовым оборудованием по интерфейсам AFDX, USB, Ethernet, RS-232.
В статье предложены и описаны четыре режима функционирования: стартовый режим, рабочий режим, режим расширенного контроля и технологический режим, описан алгоритм перехода между режимами работы БСД.
Предложены требования к бортовому серверу данных, требования к программному обеспечению, архитектура и конструктивное исполнение бортового сервера данных.
Применение БСД позволит разгрузить вычислители функциональных приложений самолётных систем, упростить работу обслуживающего персонала, взаимодействующего с системой бортового технического обслуживания и экипажа самолёта, составляющего план полёта с использованием навигационных данных, обрабатывающихся на сервере.
Ключевые слова
база данных, бортовой сервер данных, бортовая система технического обслуживания, интегрированная модульная авионика, архитектура сервера, модуль памятиБиблиографический список
-
Дудкин С.О., Брусникин П.М., Копылов И.А., Неретин Е.С. Разработка бортового сервера данных на базе интегральной модульной авионики для самолета МС-21-200 // XLIV Международная молодёжная научная конференция «Гагаринские чтения – 2018». Сборник тезисов докладов. (Москва, 17-20 апреля 2018). - М.: Изд-во МАИ, 2018. Т. 2. С. 56.
-
Копылов И.А., Брусникин П.М., Дудкин С.О., Неретин Е.С. Разработка архитектуры бортового сервера данных с применением концепции ИМА // XXVI международная научно-техническая конференция «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации». Сборник трудов. (Алушта, 14-20 сентября 2017). – М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2017. С. 44 - 45.
-
Дудкин С.О., Брусникин П.М. Бортовой сервер данных с применением интегральной модульной авионики для самолёта МС-21 // 25-я Всероссийская межвузовская научно-техническая конференция студентов и аспирантов «Микроэлектроника и информатика – 2018». Тезисы докладов. (Зеленоград, 18 - 19 апреля 2018). – М.: МИЭТ, 2018. С. 114.
-
Авакян А.А. Унифицированная интерфейсно-вычислительная платформа для систем интегрированной модульной авионики // Труды МАИ. 2013. № 65. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=35845
-
Гатчин Ю.А., Жаринов И.О. Основы проектирования вычислительных систем интегрированной модульной авионики: монография. – М.: Машиностроение, 2010. – 224 с.
-
MS-21 Program Integrated Modular Avionics System. CPIOM Specification, EU, THALES Avionics, 2012, 97 p.
-
ГОСТ 18977-79. Комплексы бортового оборудования самолетов и вертолетов. Типы функциональных связей. Виды и уровни электрических сигналов. – М.: Изд-во стандартов, 1980.
-
Квалификационные требования к программному обеспечению бортовой аппаратуры и систем при сертификации авиационной техники. КТ-178С. – М.: АР МАК, 2016. – 106 с.
-
Руководство по гарантии конструирования бортовой электронной аппаратуры. КТ-254. – М.: АР МАК, 2008. – 84 с.
-
DO-178C. Software Considerations in Airborne Systems and Equipment Certification, USA, Washington, DC: TCA, Inc. 2011, 144 p.
-
Условия эксплуатации и окружающей среды для бортового авиационного оборудования. (Внешние воздействующие факторы – ВВФ). Требования, нормы и методы испытаний. КТ-160G. – М.: АР МАК, 2014. – 324 с.
-
DO-254. Design Assurance Guidance for Airborne Electronic Hardware, USA, Washington, DC: RTCA, Inc. 2000, 137 p.
-
Агеев В.М., Павлова Н.В. Приборные комплексы летательных аппаратов и их проектирование. – М.: Машиностроение, 1990. – 432 с.
-
ARINC 624-1. Design guidance for onboard maintenance system. Published: August 30, 1993, 102 p.
-
Igor Kabashkin. Design of Embedded Architecture for Integrated Diagnostics in Avionics Domain // 16th Conference on Reliability and Statistics in Transportation and Communication, Riga, Latvia, 19-22 October, 2016, available at: https://mafiadoc.com/design-of-embedded-architecture-for-integrated-sciencedirect_5b266006097c47302a8b459c.html
-
Jian FU, Jean-Charles MARE, Liming YU, Yongling FU. Multi-level virtual prototyping of electromechanical actuation system for more electric aircraft // Chinese Journal of Aeronautics, 2018, no. 31, pp. 892 - 913.
-
Zehai Gao, Cunbao Ma, Yige Luo, Zhiyue Liu. IMA health state evaluation using deep feature learning with quantum neural network // Engineering Applications of Artificial Intelligence, 2018, no. 76, pp. 119 - 129.
-
John Larmouth. ASN.1 Complete. Open Systems Solutions, Morgan Kaufmann Publishers, 1999, pp. 47 - 58.
-
Thomas Gaska, Chris Watkin, Yu Chen. Integrated Modular Avionics - Past, present, and future // IEEE Aerospace and Electronic Systems Magazine, 2015, no. 30, pp. 12 - 23.
-
DO-297. Integrated Modular Avionics (IMA) Development. Guidance and Certification Considerations, USA, Washington, 2005, 137 p.
-
Поляков В.Б., Неретин Е.С., Иванов А.С., Будков А.С., Дяченко С.А., Дудкин С.О. Архитектура перспективных комплексов управления бортовым оборудованием // Труды МАИ. 2018. № 100. URL: https://mai.ru/publications/index.php?ID=93292
Скачать статью