Идентификация усилий в опорах многопролетных балок


Авторы

Гришакин В. Т.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, МАДИ, Ленинградский проспект, 64, Москва, 125319, Россия

e-mail: grichacin@yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются поперечные колебания консервативных механических систем в виде шарнирно опертых балок уточненной теории с деформируемыми промежуточными опорами. Деформационные процессы в балках возникают в результате приложения сосредоточенных безынерционных сил, движущихся с постоянной скоростью. Показаны возможности, открывающиеся в результате решения одной из обратных задач механики деформируемого твердого тела – задачи идентификации усилий в промежуточных упругих опорах по таким проявлениям, как вертикальные перемещения точки приложения подвижной силы (прогибам под силой). Представлены результаты идентификации усилий в опорах при изменении жесткости одной из них (второй), что может быть использовано, например, в строительной практике с целью выявления дефектов в опорах конструкций, воспринимающих подвижные нагрузки, без прекращения движения по ним. Всю интересующую информацию о состоянии конструкций в этом случае можно получить с применением транспортного средства, оборудованного необходимыми датчиками. Непосредственное применение результатов исследования в авиационно-ракетно-космической технике возможно, например, при проектировании и диагностировании направляющих элементов конструкций ракетных установок. Приведены результаты численных экспериментов.

Ключевые слова:

многопролетная балка, подвижная нагрузка, идентификация, регуляризация, перемещения, деформации

Библиографический список

  1. Пановко Я.Г., Губанова И.И. Устойчивость и колебания упругих систем. – М.: Наука, 1967. – 419 с.

  2. Крылов А.Н. Вибрации судов. – М.: ОНТИ. Главная редакция судостроительной литературы, 1936. – 404 с.

  3. Тимошенко С.П. Колебания в инженерном деле. – М.: Физматгиз, 1967. – 444 с.

  4. Бондарь Н.Г., Казей И.И., Лесохин Б.Ф., Козьмин Ю.Г. Динамика железнодорожных мостов. – М.: Транспорт, 1965. – 412 с.

  5. Земляницын В.Д. К исследованию динамической работы пролетных строений мостов под воздействием большегрузных автомобилей // Труды Сибирского автомобильно-дорожного института. 1975. № 54. С. 154-159.

  6. Китаев К.Е. Изгибно-крутильные колебания пролетных строений железнодорожных мостов // Труды МИИТ. 1952. № 76. С. 123-124.

  7. Licari I.S., Wilson E.N. Dynamic response of a beam subjected to a moving forcing system // Proc. 4-th US National Congress of Applied Mechanics, Berkeley, 1962, vol. 1, pp. 419-425.

  8. Болотин В.В. О воздействии подвижной нагрузки на мосты // Труды МИИТ. 1950. № 74. С. 269-296.

  9. Болотин В.В. Задача о колебаниях мостов под действием подвижной нагрузки // Известия АН СССР. Механика и машиностроение. 1961. № 4. С. 109-115.

  10. Вольпер Д.Б., Моргаевский А.Б. О динамическом воздействии подвижной нагрузки при больших скоростях движения // Исследования по теории сооружений. 1965. № 14. С. 73-91.

  11. Моргаевский А.Б. О влиянии рессор на величину динамического эффекта от подвижной нагрузки // Исследования по теории сооружений. 1965. № 14. С. 67-72.

  12. Филиппов А.П. Динамическое действие на балку с шарнирно-опертыми концами груза и гармонической силы, движущихся с постоянной скоростью // Известия АН СССР. Механика и машиностроение. 1964. № 4. С. 120-125.

  13. Филиппов А.П. Колебания деформируемых систем. – М.: Машиностроение, 1970. – 736 с.

  14. Дмитриев А.С. Вопросы взаимодействия балочных конструкций с движущейся сосредоточенной нагрузкой // Проблемы машиностроения. 1986. № 25. С. 43-50.

  15. Кохманюк С.С., Дмитриев А.С., Шелудько Г.А. и др. Динамика конструкций при воздействии кратковременных нагрузок. – Киев: Наукова думка, 1989. – 304 с.

  16. Кохманюк С.С., Ольшанский В.П. Исследование взаимодействия между движущимися телами с учетом местных деформаций в зоне контакта // Исследования по теории сооружений. 1975. № 21. С. 157-160.

  17. Кохманюк С.С., Янютин Е.Г., Романенко Л.Г. Колебания деформируемых систем при импульсных и подвижных нагрузках. – Киев: Наукова думка, 1980. – 232 с.

  18. Галиуллин А.С. Обратные задачи динамики. – М.: Наука, 1981. – 144 с.

  19. Groetsch C.W. Inverse Problems in the Mathematical Sciences, Department of Mathematical Sciences, University of Cincinnati, Cincinnati, USA, 1993, 154 p. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-322-99202-4

  20. Диткин В.А., Прудников А.П. Интегральные преобразования и операционное исчисление. – М.: ГИФМЛ, 1961. – 524 с.

  21. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач – М.: Наука, 1986. – 288 с.

  22. Боршевецкий С.А. Определение расположения дополнительных опор шарнирно опертой пластины при гармоническом воздействии // Труды МАИ. 2023. № 128. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=171384. DOI: 10.34759/trd-2023-128-03

  23. Левицкий Д.Ю., Федотенков Г.В. Нестационарное деформированное состояние пластины Тимошенко // Труды МАИ. 2022. № 125. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=168157. DOI: 10.34759/trd-2022-125-05

  24. Фирсанов В.В., Во А.Х. Исследование продольно подкрепленных цилиндрических оболочек под действием локальной нагрузки по уточненной теории // Труды МАИ. 2018. № 102. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=98866


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход