Перспективные направления исследований в интересах построения комплексной системы управления безопасностью полетов
Авторы
*, **ФАУ «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского», Жуковский, Московская область, Россия
*e-mail: dubinski@tsagi.ru
**e-mail: v_strelkov@tsagi.ru
Аннотация
Безопасность полетов остается приоритетной задачей в авиационной отрасли. Переход к предиктивным технологиям представляется сегодня наиболее перспективным подходом к решению данной задачи. Постоянный мониторинг характеристик силовой установки, бортового оборудования, состояния конструкции планера и действий экипажа в процессе эксплуатации позволяет заблаговременно выявить предпосылки к отказам или летным происшествиям и предпринять меры по их недопущению. В настоящей работе рассматриваются некоторые перспективные направления исследований в интересах построения комплексной системы управления безопасностью полетов, в том числе: мониторинг состояния конструкции самолета, мониторинг состояния силового привода и мониторинг полетной ситуации. Результатом данных исследований должны стать обсуждаемые в работе демонстраторы предлагаемых технических решений и технологий.
Ключевые слова:
безопасность полетов, мониторинг состояния, предиктивная диагностика, анализ данных, усталостная повреждаемость, целостность конструкции, ударное воздействие, система ситуационной осведомленности, грубая посадка, демонстратор технологииБиблиографический список
-
Бордунов В.Д., Елисеев Б.П. Стратегия правовой политики применения Приложения 19 «Управление безопасностью полетов» // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 216. С. 5-10.
-
Сыпало К.И., Медведский А.Л., Бабичев О.В., Казаринов Г.Г., Кан А.В. Создание демонстратора технологий авиастроения // Труды МАИ. 2017. № 95. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=84545
-
Что такое БСТО? Зачем она нужна на самолете SSJ-100? URL: https://dzen.ru/a/YAFnr5W7pAodgDxs
-
Орлова Т.И., Стрелков В.В., Цымбалюк В.И. Мониторинг нагрузок и накопленной усталостной повреждаемости в условиях эксплуатации: реализация, результаты и возможности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1 (5). С. 1512-1520.
-
Kleptsov V.I., Tsimbalyuk V.I., Orlova T.I. Flight loads and cumulative fatique damages monitoring for each aircraft during service life // Proceedings of International Forum on Aeroelasticity and Structural Dynamics (IFASD-2015-008), 2015, Saint Petersburg, pp. 452-463.
-
Цымбалюк В.И., Орлова Т.И., Фролов А.В. Способ мониторинга нагрузок и накопленной усталостной повреждаемости в условиях эксплуатации. Патент № 2599108, 09.09.2016.
-
Шаров В.Д. Методика оценки вероятности выкатывания воздушных судов за пределы ВПП при посадке // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. № 122 (12). С. 61-66.
-
Бородкин С.Ф., Волынчук А.И., Ганцев Ш.Ф., Киселев М.А., Носатенко И.А. Современные методы предотвращения выкатываний воздушных судов за пределы взлетно-посадочной полосы // Научный вестник МГТУ ГА. 2022. Т. 25. № 2. С. 8-19. DOI: 10.26467/2079-0619-2022-25-2-8-19
-
Семаков С.Л. Об одном подходе к вероятностной оценке безопасности посадки гражданского самолета // Труды МАИ. 2019. № 104. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=102188
-
Еремин А.И., Сельвесюк Н.И. Уточнённая оценка коэффициента опасности посадки при снижении по глиссаде с учётом действия вертикального ветра. // Труды МАИ, выпуск 100, 2018. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=93451
-
Рыбин А.В. Разработка методики детектирования и анализа грубых посадок самолёта на основе численного моделирования происшествия. // Труды МАИ, выпуск 81, 2015. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=57761
-
Бутырин О.А., Стрелков В.В., Хайруллин Н.Г. Применение методов статистического анализа для решения задачи оценки влияния различных факторов на риск выкатывания самолета со взлетно-посадочной полосы при посадке // Труды МФТИ. 2019. Т. 11. № 3. С. 133-145.
-
Ганяк О.И., Стрелков В.В. Исследования в интересах разработки перспективных бортовых систем интеллектуальной поддержки экипажа на посадке // Труды первой научно-практической конференции «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России» (Москва, 25 февраля 2021). – М.: НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского", 2021. - С. 150-159.
-
Runway Overrun Prevention System (ROPS). URL: https://skybrary.aero/articles/runway-overrun-prevention-system-rops
-
Safety Innovation #5: Runway Overrun Prevention System (ROPS) and Runway Safety Suite. URL: https://www.airbus.com/en/newsroom/stories/2022-10-safety-innovation-5-runway-overrun-prevention-system-rops-and-runway
-
Jacob A., Lignee R., Villaume F. The Runway Overrun Prevention System. Safety first magazine, 2009. URL: https://www.flightsafetyaustralia.com/tag/runway-overrun-prevention-system
-
Jenkins M., Aaron R.F. Reducing Runway Landing Overruns. URL: https://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/articles/2012_q3/3/
-
SmartRunway and SmartLanding. URL: https://www.synerjet.com/honeywellspa.html.
-
Easy Access Rules for Large Aeroplanes (CS-25, Amendment 27). EASA, 2022. URL: https://www.easa.europa.eu/en/document-library/easy-access-rules/easy-access-rules-large-aeroplanes-cs-25
-
Европейский региональный план обеспечения безопасности полетов 2022-2024. ИКАО, EASA (по состоянию на 15 декабря 2021 года), 161 с. URL: https://avam-avia.ru/novosti/evropejskij-plan-obespecheniya-aviaczionnoj-bezopasnosti-na-2021-2025/?ysclid=lns2jqyqny582464009
-
Ерофеев Е.В., Кувшинов В.М., Скрябин А.В., Стеблинкин А.И., Халецкий Л.В. Построение силовой системы управления самолетов с использованием рулевых приводов с электрическим силовым питанием для реализации концепции «более электрического самолета» // Труды ЦАГИ. 2019. № 2785. С. 49-70.
-
Баутин А.А., Дубинский С.В., Скрябин А.В., Стрелков В.В. Формирование предложений по разработке демонстраторов технологий в рамках комплексной системы управления безопасностью полетов // Труды научно-практической конференции «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России» (Москва, 10 ноября 2022). – М.: НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», 2023. С. 192-210.
-
Эзрохи Ю.А., Каленский С.М. Применение методов математического моделирования для определения в полете степени ухудшения характеристик узлов газотурбинного двигателя // Труды МАИ. 2022. № 123. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=165500. DOI: 10.34759/trd-2022-123-23
-
Копейка Е.А., Вербин А.В. Методический подход оценивания вероятности безотказной работы сложных технических систем с учетом характеристик системы контроля на основе байесовской сети доверия // Труды МАИ. 2023. № 128. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=171411. DOI: 10.34759/trd-2023-128-22
Скачать статью