Особенности минимизации индуктивного сопротивления несущих систем летательных аппаратов с концевыми крылышками
Авторы
*,Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина, 630051, Россия, г. Новосибирск-51, ул. Ползунова, 21
*e-mail: sa01borisova@gmail.com
Аннотация
В работе рассмотрены особенности оптимизации несущих систем летательных аппаратов (ЛА) с концевыми крылышками при ограничении на деформацию геометрии базового крыла. Отмечается необходимость использования в процессе оптимизации эффективных программ обтекания пространственных компоновок. Показано хорошее согласование расчетов по быстродействующей программе, использующей панельный метод Морино, с результатами расчета коммерческих программам на базе осредненных уравнений Навье-Стокса с различными моделями турбулентности.
Ключевые слова:
оптимизация, индуктивное сопротивление, концевые аэродинамические поверхности (КАП), дискретный П-образный вихрь, плоскость Трефтца, циркуляция, аэродинамическое проектирование, модель турбулентности, осредненные уравнения Навье-СтоксаБиблиографический список
- Корнев С.В., Пименов И.А. Численное исследование поля скоростей за крылом при различном расположении горизонтального оперения по высоте // Труды МАИ. 2022. № 123. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=165488. DOI: 10.34759/trd-2022-123-07
- Степанов Р.П., Кусюмов А.Н., Михайлов С.А., Тарасов Н.Н. Экспериментальное исследование концевых вихрей за крылом конечного размаха // Труды МАИ. 2019. № 107. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=107894
- Luciano Demasi, Giovanni Monegato, Antonio Dipace, Rauno Cavallaro. Minimum Induced Drag Theorems for Joined Wings, Closed Systems, and Generic Biwings: Theory // Journal of Optimization Theory and Applications, 2016, vol. 169, pp. 200-235. URL: DOI: 10.1007/s10957-015-0849-y
- Головкин М.А., Кочиш С.И., Крицкий Б.С. Методика расчета аэродинамических характеристик комбинированной несущей системы летательного аппарата // Труды МАИ. 2012. № 55. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=30023
- Лазарев В.В., Павленко А.А., Разов А.А., Теперин Л.Л., Теперина Л.Н. Аэродинамическое проектирование летательного аппарата ромбовидной формы в плане // Учёные записки ЦАГИ. 2011. Т. 42. № 4. C. 30-37.
- Whitcomb R.T. A Design Approach and Selected Wing Tunnel Results at High Sub–Sonic Speed for Wing–Tip Mounted Winglets, NASA Technical Reports Server (NTRS), 1976, 33 p.
- Prandtl L. Applications of Modern Hydrodynamics to Aeronautics: in 2 parts. Translated by the Staff of the National Advisory Committee for Aeronautics, 1923, Rep. no. 116, pp. 157–215. URL: https://ntrs.nasa.gov/search.jsp?R=19930091180
- Munk М. Isoperimetrische Aufgaben aus der Theorie des Fluges, Dieterichschen Universitäts–Buchdruckerei, Gottingen, 1919, 31 p. URL: https://archive.org/details/isoperimetrische00munk/mode/2up
- Munk M. The Minimum Inducted Drag of Airfoils, U.S. NACA, 1921, Rep. no. 121, pp. 95−110. URL: https://archive.org/details/nasa_techdoc_19800006779/mode/2up
- Betz A. Behavior of Vortex Systems, Technical Memorandum, NACA–TM–713, 1933, 32 p. URL: http://hdl.handle.net/2060/19930094704
- Павленко А.А. Метод расчета минимального индуктивного сопротивления пространственных несущих систем // Ученые записки ЦАГИ. 1997. Т. 28. № 2. C. 56−61.
- Захаров А.Г., Кудрявцев О.В. Определение минимального индуктивного сопротивления сложных несущих конфигураций с использованием методов оптимизации распределения циркуляции в плоскости Трефтца // Труды ЦАГИ. 2014. Вып. 2734. С. 1−31.
- Теперин Л.Л., Притуло Т.М., Орфинежад Ф.Э., Мьё Тхейн. Средства снижения индуктивного сопротивления крыла самолета // Труды МФТИ. 2017. № 4. С. 94−105.
- Болсуновский А.Л., Бузоверя Н.П., Скоморохов C.И., Чернышёв И.Л. Расчётно-экспериментальные исследования скоростных крыльев перспективных магистральных самолётов // Труды МАИ. 2018. № 101. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=96601
- Borisova V.G., Silant’ev V.A. Optimization and Design of a Subsonic Aircraft Lifting System with the View to Minimize Induced Drag // Russian Aeronautics, 2020, vol. 63, pp. 50−58. DOI: 10.3103/S1068799820010079
- Borisova V.G., Silant’ev V.A. Optimization of winglets of lifting systems based on the minimum induced drag criterion // Thermophysics and Aeromechanics, 2022, vol. 29, no. 3, pp. 411−422. DOI: 10.1134/S086986432203009X
- Белоцерковский С.М. Тонкая несущая поверхность в дозвуковом потоке газа. – М.: Изд-во «Наука», 1965. - 242 c.
- Дюрэнд В.Ф. Аэродинамика. – М.-Л.: Оборонгиз, 1939. Т.2. - 408 c.
- Юрьев Б.Н. Экспериментальная аэродинамика. - М.-Л.: Изд-во Наркомата оборонной промышленности, 1938. Ч. 2. - 300 c.
- Silantiev V.A., Ryaguzov Е.А. Aerodynamic Analysis of Complex Aircraft Configurations with Engine Simulation Using The Potential Panel Method // Proceedings of the Fourth Sino-Russian Symposium on Aerodynamics, Chinese Aeronautical Establishment, 1995, pp. 41–56.
- Morino L., Kuo S.S. Subsonic Potential Aerodynamics for Complex Configurations: General Theory // AYAA Journal, 1974, vol. 12, no. 2. DOI: 10.2514/3.49191
Скачать статью