Исследование влияния типа рычага и управляющего сигнала на свойства системы самолет-летчик

Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов


Авторы

Ефремов А. В.1*, Александров В. В.2*, Валеров К. А.2*

1. Кафедра 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов»,
2. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия

*e-mail: pvl@mai.ru

Аннотация

В работе сравниваются два варианта управляющего сигнала, поступающего от ручки управления в систему управления самолетом — усилие (P), прикладываемое к рычагу и его перемещение (X). Показано, а в ходе экспериментальных исследований подтверждено, что в случае использования в качестве управляющего сигнала усилия P, летчиком вводится дополнительное фазовое опережение, достигается более высокая точность управления. В работе исследовано влияние динамики объекта управления, градиента жесткости пружины, влияние типа рычага управления, а также оценивалось различие в характеристиках системы самолет-летчик, получаемое при управлении в продольном и боковом каналах.

Ключевые слова:

система самолет-летчик, рычаг управления, частотная характеристика летчика, нервномышечная система

Библиографический список

  1. Hess R.A. Analyzing manipulator and feel system effects in aircraft flight control // IEEE Transactions on Systems. Man and Cybernetics, 1990, vol.20, no 4, pp. 923-931.

  2. Lee B.P., Rodchenko V.V., Zaichik L.E. An approach to feel system characteristics selection // AIAA Atmospheric Flight Mechanics Conference and Exhibit. AIAA Paper № 2004-5362.

  3. Rodchenko, V.V., Zaichik, L.E., Yashin Y.P. Similarity criteria for manipulator loading and control sensitivity characteristics // Journal of Guidance, Control, and Dynamics. 1998, vol. 21, no.2, pp. 307-314.

  4. Zaychik L.E., Grinev K.N., Yashin Y.P., Sorokin S.A. Effect of Feel System Characteristics on Pilot Model Parameters // Proceedings of the 1st IFAC Conference on Cyber-Physical & Human-Systems. Florionapolis. Brazil. Dec. 7-9, 2016, pp. 165-170.

  5. Ефремов А.В., Оглоблин А.В., Предтеченский А.Н., Родченко В.В. Летчик как динамическая система. — М.: Машиностроение, 1992. — 331 с.

  6. Johnston D.E., Aponso B.L. Design considerations of manipulator and feel system characteristics in roll tracking. NASA-CR-4111, 1988, 238 p.

  7. Евдокименков В.Н., Kим Р.В., Якименко В.А. Согласование технического и биологического сегментов эргатической системы «самолет-летчик» с использованием нейросетевого подхода // Труды МАИ. 2016. № 89. URL: https://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=73313

  8. McRuer D.T., Krendel E.S. Mathematical models of human pilot behavior. AGARD-AG- 188, 1974, 84 p.

  9. Hess R.A Structural model of the adaptive human pilot // Journal of Guidance and Control, 1979, vol. 3, no. 5, pp. 415-423.


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход