Двухфюзеляжный самолет: pro et contra

Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов


Авторы

Васильев В. В.1, Лазарев В. В.2*

1. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4
2. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), ул. Жуковского, 1, Жуковский, Московская область, 140180, Россия

*e-mail: vvlazar@rambler.ru

Аннотация

Обсуждаются достоинства и недостатки двухфюзеляжной компоновочной схемы самолета применительно к пассажирскому и грузовому самолету. Отмечаются особенности аэродинамики и конструктивно-силовой схемы самолета, влияющие на его аэродинамическое и весовое совершенство, и отличия от самолетов традиционных схем, в том числе характеристики управляемости, связанные с возрастанием момента инерции относительно продольной оси, особенностям управления движением по земле и с появлением специфических форм свободных колебаний самолета.

Ключевые слова

компоновочная схема самолета, двухпалубный фюзеляж, двухфюзеляжная компоновка самолета, управляемость самолета, формы и частоты собственных колебаний, разворот самолета на земле, техническое совершенство

Библиографический список

  1. E. Torenbeek. Advanced Aircraft — Conceptual Design, Technology and Optimization of Subsonic Civil Airplanes.Wiley, Chichester, 2013, 436 с.

  2. Михайлов Ю.С., Петров А.В., Пигусов Е.А., Черноусов В.И. Концепция двухфюзеляжного транспортного самолета // Материалы XXIV научно-технической конференция по аэродинамике. Жуковский, ЦАГИ, 2013, С. 183.

  3. Шавров В.Б. История конструкций самолетов В СССР. 1938-1950 гг. – М.: Машиностроение, 1978, – 568 с.

  4. Котельников В. «Хенкель» He-111 – бомбардировщик блицкрига. – М.: Яуза, Эксмо, 2011. – 130 с.

  5. Арутюнов А.Г., Дыдышко Д.В., Ендогур А.И., Кузнецов К.В., Толмачев В.И. Перспективы развития транспортных самолетов // Труды МАИ. 2016. № 90. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=74704

  6. Шейнин В.М., Козловский В.В. Проблемы проектирования пассажирских самолетов. – М.: Машиностроение, 1972, – 308 с.

  7. Очерки по истории конструкций самолетов и систем ОКБ имени С.В. Илюшина. – М.: Машиностроение, – 1983. Кн. – 1, – 295 с.

  8. Баринов В.А. Расчет коэффициентов сопротивления и аэродинамического качества дозвуковых пассажирских и транспортных самолетов. – Жуковский: Труды ЦАГИ, № 2205, 1983. С. 3-28.

  9. Аэродинамика и динамика полета магистральных самолетов / Под ред Г.С. Бюшгенса. Москва – Пекин: Изд-во ЦАГИ-Авиа-изд-во КНР, 1995. – 772 с

  10. Евсеев Д.Д., Ишмуратов Ф.З., Чедрик В.В. и др. Комплекс программ аэропрочностного проектирования самолета «АРГОН» // Ученые записки ЦАГИ. 1991. Т. XXII. № 5. С. 89 –101.


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход