Способ оценки характеристик пикирования самолета-штурмовика

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ


Авторы

Карпенко О. Н. *, Костин П. С. **

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ул. Старых Большевиков, 54а, Воронеж, 394064, Россия

*e-mail: kaska79@yandex.ru.
**e-mail: texnnik@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос определения характеристик пикирования самолета на основе имитационного моделирования. Для достижения цели исследования был разработан программно-моделирующий комплекс, позволяющий проводить оценку характеристик пикирования самолета-штурмовика. В целях проведения имитационного моделирования пикирования и вывода из него были разработаны законы управления самолетом. По результатам моделирования были определены время вывода из пикирования и изменение высоты в процессе выхода из пикирования при различных режимах полета, на основании этого была построена номограмма определения потери высоты за вывод из пикирования в зависимости от величин воздушной скорости, угла пикирования и нормальной перегрузки на выводе. Представленный способ оценки характеристик пикирования позволяет сократить временные, финансовые и трудовые затраты при соответствующих испытаниях самолета.

Ключевые слова

моделирование, управление, характеристики пикирования, программный комплекс

Библиографический список

  1. Лысенко Л.Н., Шам Н.Ч. Анализ применимости существующих компьютерных технологий для автоматизации синтеза нечеткого управления движением легкого дистанционно пилотируемого летательного аппарата в сложных метеорологических условиях // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 200. С. 118 – 125, https://doi.org/10.26467/2079-0619-2014-0-200-118-125

  2. Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники: теория и практика. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 304 с.

  3. Головкин М.А., Головкина Е.В. Визуализация структур течения в окрестности моделей летательных аппаратов в гидродинамической трубе малых скоростей (самолетные аэродинамические компоновки) // Труды МАИ. 2016. № 90. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=74692

  4. Матвеев А.В., Махуков А.А. Сопровождающее моделирование в процессе лётных испытаний беспилотных летательных аппаратов // Труды МАИ. 2011. № 45. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=25461

  5. Бейлин В.П., Нараленков М.К. Пространственная модель полёта самолёта при ручном автоматизированном управлении // Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского. 2015. № 3. С. 85 – 89.

  6. Ефремов А.В., Захарченко В.Ф., Овчаренко В.Н. и др. Динамика полета. – М.: Машиностроение, 2011. – 776 с.

  7. Верещагин Ю.О. Аппаратно-имитационная модель динамики полета палубного самолета на режимах ближнего воздушного боя и палубной посадки // Вестник воздушно-космической обороны. 2017. № 2 (14). С. 26 – 31.

  8. Tim Robinson. Train virtual fight easy // AERO SPACE. Royal aeronautical society, June 2017, no. 6 (44), pp. 16 – 19.

  9. Арутюнов А.Г., Дыдышко Д.В., Ендогур А.И., Кузнецов К.В., Толмачев В.И. Перспективы развития транспортных самолетов // Труды МАИ. 2016. № 90. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=74704

  10. Костин П.С., Верещагин Ю.О., Волошин В.А. Программно-моделирующий комплекс для полунатурного моделирования динамики маневренного самолета // Труды МАИ. 2015. № 81. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=57735

  11. Костин П.С., Чеботарев А.Н. Программно-моделирующий комплекс для исследования интегральных характеристик маневренного самолета // Известия института инженерной физики. 2017. № 4 (46). C. 38 – 46.

  12. Kazuhide Okamoto, Takeshi Tsuchiya. Optimal Aircraft Control in Stochastic Severe Weather Conditions // Journal of Guidance, Control, and Dynamics, January 2015, no. 39, pp. 77 – 85, https://doi.org/10.2514/1.G001105

  13. Байрамов А.Б., Тронь А.А., Петухов Г.М. Динамическое моделирование движения воздушного судна в продольной плоскости в неспокойной атмосфере на участке подхода к аэропорту // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 218. C. 11 – 16, https://doi.org/10.26467/2079-0619-2015—218-11-16.

  14. Верещагин Ю.О. Способ адаптивного управления элеронами // Вестник Московского авиационного института. 2017. T. 24. № 3. С. 78 – 82.

  15. Системы управления и бортовые цифровые вычислительные комплексы летательных аппаратов / Под ред. Н.М. Лысенко. – М.: ВВИА им. Жуковского, 1990. – 362 с.

  16. A Majka. Remotely piloted aircraft system with optimum avoidance maneuvers // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part G // Journal of Aerospace Engineering, March 2017, pp. 33 – 40, https://doi.org/10.1177/0954410017697997

  17. Nicholas D. Genetic Fuzzy Trees for Intelligent Control of Unmanned Combat Aerial Vehicles. Ernest College of Engineering and Applied Science University of Cincinnati, monograph, 2015, 152 p.

  18. Борисов В.Г., Начинкина Г.Н., Шевченко А.М. Методика проектирования алгоритмов управления полетом маневренных самолетов // Труды МИЭА. Навигация и управление летательными аппаратами. 2011. № 3. С. 48 – 56.

  19. Лунев Е.М., Неретин Е.С., Будков А.С. Проведение тестирования разработанных алгоритмов траекторного управления на стенде поискового моделирования // Труды МАИ. 2018. № 98. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=90385

  20. Бедретдинов И.А. Штурмовик Су-25 и его модификации. – М.: Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2002. – 400 с.


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2021

Вход