Способ оценки характеристик пикирования самолета-штурмовика
Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Авторы
*, **Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия
*e-mail: kaska79@yandex.ru.
**e-mail: texnnik@mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос определения характеристик пикирования самолета на основе имитационного моделирования. Для достижения цели исследования был разработан программно-моделирующий комплекс, позволяющий проводить оценку характеристик пикирования самолета-штурмовика. В целях проведения имитационного моделирования пикирования и вывода из него были разработаны законы управления самолетом. По результатам моделирования были определены время вывода из пикирования и изменение высоты в процессе выхода из пикирования при различных режимах полета, на основании этого была построена номограмма определения потери высоты за вывод из пикирования в зависимости от величин воздушной скорости, угла пикирования и нормальной перегрузки на выводе. Представленный способ оценки характеристик пикирования позволяет сократить временные, финансовые и трудовые затраты при соответствующих испытаниях самолета.
Ключевые слова
моделирование, управление, характеристики пикирования, программный комплексБиблиографический список
-
Лысенко Л.Н., Шам Н.Ч. Анализ применимости существующих компьютерных технологий для автоматизации синтеза нечеткого управления движением легкого дистанционно пилотируемого летательного аппарата в сложных метеорологических условиях // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 200. С. 118 – 125, https://doi.org/10.26467/2079-0619-2014-0-200-118-125
-
Мышкин Л.В. Прогнозирование развития авиационной техники: теория и практика. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 304 с.
-
Головкин М.А., Головкина Е.В. Визуализация структур течения в окрестности моделей летательных аппаратов в гидродинамической трубе малых скоростей (самолетные аэродинамические компоновки) // Труды МАИ. 2016. № 90. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=74692
-
Матвеев А.В., Махуков А.А. Сопровождающее моделирование в процессе лётных испытаний беспилотных летательных аппаратов // Труды МАИ. 2011. № 45. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=25461
-
Бейлин В.П., Нараленков М.К. Пространственная модель полёта самолёта при ручном автоматизированном управлении // Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского. 2015. № 3. С. 85 – 89.
-
Ефремов А.В., Захарченко В.Ф., Овчаренко В.Н. и др. Динамика полета. – М.: Машиностроение, 2011. – 776 с.
-
Верещагин Ю.О. Аппаратно-имитационная модель динамики полета палубного самолета на режимах ближнего воздушного боя и палубной посадки // Вестник воздушно-космической обороны. 2017. № 2 (14). С. 26 – 31.
-
Tim Robinson. Train virtual fight easy // AERO SPACE. Royal aeronautical society, June 2017, no. 6 (44), pp. 16 – 19.
-
Арутюнов А.Г., Дыдышко Д.В., Ендогур А.И., Кузнецов К.В., Толмачев В.И. Перспективы развития транспортных самолетов // Труды МАИ. 2016. № 90. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=74704
-
Костин П.С., Верещагин Ю.О., Волошин В.А. Программно-моделирующий комплекс для полунатурного моделирования динамики маневренного самолета // Труды МАИ. 2015. № 81. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=57735
-
Костин П.С., Чеботарев А.Н. Программно-моделирующий комплекс для исследования интегральных характеристик маневренного самолета // Известия института инженерной физики. 2017. № 4 (46). C. 38 – 46.
-
Kazuhide Okamoto, Takeshi Tsuchiya. Optimal Aircraft Control in Stochastic Severe Weather Conditions // Journal of Guidance, Control, and Dynamics, January 2015, no. 39, pp. 77 – 85, https://doi.org/10.2514/1.G001105
-
Байрамов А.Б., Тронь А.А., Петухов Г.М. Динамическое моделирование движения воздушного судна в продольной плоскости в неспокойной атмосфере на участке подхода к аэропорту // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 218. C. 11 – 16, https://doi.org/10.26467/2079-0619-2015—218-11-16.
-
Верещагин Ю.О. Способ адаптивного управления элеронами // Вестник Московского авиационного института. 2017. T. 24. № 3. С. 78 – 82.
-
Системы управления и бортовые цифровые вычислительные комплексы летательных аппаратов / Под ред. Н.М. Лысенко. – М.: ВВИА им. Жуковского, 1990. – 362 с.
-
A Majka. Remotely piloted aircraft system with optimum avoidance maneuvers // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part G // Journal of Aerospace Engineering, March 2017, pp. 33 – 40, https://doi.org/10.1177/0954410017697997
-
Nicholas D. Genetic Fuzzy Trees for Intelligent Control of Unmanned Combat Aerial Vehicles. Ernest College of Engineering and Applied Science University of Cincinnati, monograph, 2015, 152 p.
-
Борисов В.Г., Начинкина Г.Н., Шевченко А.М. Методика проектирования алгоритмов управления полетом маневренных самолетов // Труды МИЭА. Навигация и управление летательными аппаратами. 2011. № 3. С. 48 – 56.
-
Лунев Е.М., Неретин Е.С., Будков А.С. Проведение тестирования разработанных алгоритмов траекторного управления на стенде поискового моделирования // Труды МАИ. 2018. № 98. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=90385
-
Бедретдинов И.А. Штурмовик Су-25 и его модификации. – М.: Издательская группа «Бедретдинов и Ко», 2002. – 400 с.
Скачать статью