Перспективные направления исследований в интересах построения комплексной системы управления безопасностью полетов


Авторы

Дубинский С. В.*, Стрелков В. В.**

ФАУ «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского», Жуковский, Московская область, Россия

*e-mail: dubinski@tsagi.ru
**e-mail: v_strelkov@tsagi.ru

Аннотация

Безопасность полетов остается приоритетной задачей в авиационной отрасли. Переход к предиктивным технологиям представляется сегодня наиболее перспективным подходом к решению данной задачи. Постоянный мониторинг характеристик силовой установки, бортового оборудования, состояния конструкции планера и действий экипажа в процессе эксплуатации позволяет заблаговременно выявить предпосылки к отказам или летным происшествиям и предпринять меры по их недопущению. В настоящей работе рассматриваются некоторые перспективные направления исследований в интересах построения комплексной системы управления безопасностью полетов, в том числе: мониторинг состояния конструкции самолета, мониторинг состояния силового привода и мониторинг полетной ситуации. Результатом данных исследований должны стать обсуждаемые в работе демонстраторы предлагаемых технических решений и технологий.



Ключевые слова:

безопасность полетов, мониторинг состояния, предиктивная диагностика, анализ данных, усталостная повреждаемость, целостность конструкции, ударное воздействие, система ситуационной осведомленности, грубая посадка, демонстратор технологии

Библиографический список

  1. Бордунов В.Д., Елисеев Б.П. Стратегия правовой политики применения Приложения 19 «Управление безопасностью полетов» // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 216. С. 5-10.

  2. Сыпало К.И., Медведский А.Л., Бабичев О.В., Казаринов Г.Г., Кан А.В. Создание демонстратора технологий авиастроения // Труды МАИ. 2017. № 95. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=84545

  3. Что такое БСТО? Зачем она нужна на самолете SSJ-100? URL: https://dzen.ru/a/YAFnr5W7pAodgDxs

  4. Орлова Т.И., Стрелков В.В., Цымбалюк В.И. Мониторинг нагрузок и накопленной усталостной повреждаемости в условиях эксплуатации: реализация, результаты и возможности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1 (5). С. 1512-1520.

  5. Kleptsov V.I., Tsimbalyuk V.I., Orlova T.I. Flight loads and cumulative fatique damages monitoring for each aircraft during service life // Proceedings of International Forum on Aeroelasticity and Structural Dynamics (IFASD-2015-008), 2015, Saint Petersburg, pp. 452-463.

  6. Цымбалюк В.И., Орлова Т.И., Фролов А.В. Способ мониторинга нагрузок и накопленной усталостной повреждаемости в условиях эксплуатации. Патент № 2599108, 09.09.2016.

  7. Шаров В.Д. Методика оценки вероятности выкатывания воздушных судов за пределы ВПП при посадке // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. № 122 (12). С. 61-66.

  8. Бородкин С.Ф., Волынчук А.И., Ганцев Ш.Ф., Киселев М.А., Носатенко И.А. Современные методы предотвращения выкатываний воздушных судов за пределы взлетно-посадочной полосы // Научный вестник МГТУ ГА. 2022. Т. 25. № 2. С. 8-19. DOI: 10.26467/2079-0619-2022-25-2-8-19

  9. Семаков С.Л. Об одном подходе к вероятностной оценке безопасности посадки гражданского самолета // Труды МАИ. 2019. № 104. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=102188

  10. Еремин А.И., Сельвесюк Н.И. Уточнённая оценка коэффициента опасности посадки при снижении по глиссаде с учётом действия вертикального ветра. // Труды МАИ, выпуск 100, 2018. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=93451

  11. Рыбин А.В. Разработка методики детектирования и анализа грубых посадок самолёта на основе численного моделирования происшествия. // Труды МАИ, выпуск 81, 2015. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=57761

  12. Бутырин О.А., Стрелков В.В., Хайруллин Н.Г. Применение методов статистического анализа для решения задачи оценки влияния различных факторов на риск выкатывания самолета со взлетно-посадочной полосы при посадке // Труды МФТИ. 2019. Т. 11. № 3. С. 133-145.

  13. Ганяк О.И., Стрелков В.В. Исследования в интересах разработки перспективных бортовых систем интеллектуальной поддержки экипажа на посадке // Труды первой научно-практической конференции «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России» (Москва, 25 февраля 2021). – М.: НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского", 2021. - С. 150-159.

  14. Runway Overrun Prevention System (ROPS). URL: https://skybrary.aero/articles/runway-overrun-prevention-system-rops

  15. Safety Innovation #5: Runway Overrun Prevention System (ROPS) and Runway Safety Suite. URL: https://www.airbus.com/en/newsroom/stories/2022-10-safety-innovation-5-runway-overrun-prevention-system-rops-and-runway

  16. Jacob A., Lignee R., Villaume F. The Runway Overrun Prevention System. Safety first magazine, 2009. URL: https://www.flightsafetyaustralia.com/tag/runway-overrun-prevention-system

  17. Jenkins M., Aaron R.F. Reducing Runway Landing Overruns. URL: https://www.boeing.com/commercial/aeromagazine/articles/2012_q3/3/

  18. SmartRunway and SmartLanding. URL: https://www.synerjet.com/honeywellspa.html.

  19. Easy Access Rules for Large Aeroplanes (CS-25, Amendment 27). EASA, 2022. URL: https://www.easa.europa.eu/en/document-library/easy-access-rules/easy-access-rules-large-aeroplanes-cs-25

  20. Европейский региональный план обеспечения безопасности полетов 2022-2024. ИКАО, EASA (по состоянию на 15 декабря 2021 года), 161 с. URL: https://avam-avia.ru/novosti/evropejskij-plan-obespecheniya-aviaczionnoj-bezopasnosti-na-2021-2025/?ysclid=lns2jqyqny582464009

  21. Ерофеев Е.В., Кувшинов В.М., Скрябин А.В., Стеблинкин А.И., Халецкий Л.В. Построение силовой системы управления самолетов с использованием рулевых приводов с электрическим силовым питанием для реализации концепции «более электрического самолета» // Труды ЦАГИ. 2019. № 2785. С. 49-70.

  22. Баутин А.А., Дубинский С.В., Скрябин А.В., Стрелков В.В. Формирование предложений по разработке демонстраторов технологий в рамках комплексной системы управления безопасностью полетов // Труды научно-практической конференции «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России» (Москва, 10 ноября 2022). – М.: НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», 2023. С. 192-210.

  23. Эзрохи Ю.А., Каленский С.М. Применение методов математического моделирования для определения в полете степени ухудшения характеристик узлов газотурбинного двигателя // Труды МАИ. 2022. № 123. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=165500. DOI: 10.34759/trd-2022-123-23

  24. Копейка Е.А., Вербин А.В. Методический подход оценивания вероятности безотказной работы сложных технических систем с учетом характеристик системы контроля на основе байесовской сети доверия // Труды МАИ. 2023. № 128. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=171411. DOI: 10.34759/trd-2023-128-22


Скачать статью

mai.ru — информационный портал Московского авиационного института

© МАИ, 2000—2024

Вход